В июне в Южной Осетии прошли парламентские выборы, и их итоги оказались не совсем предсказуемыми. В парламент не прошла бывшая партия власти "Единство", не прошли и всегда являвшиеся фаворитами выборов местные коммунисты.
Конечно, у такого исхода были свои причины. "Единство" избавилось почти от всех ярких политиков (говорящих голов) в своих рядах. Из большой политики решил уйти бессменный лидер коммунистов Станислав Кочиев.
Столь необычные итоги во многом обусловлены также и существующим в республике высоким семипроцентным барьером. Упомянем также необычно низкую для Южной Осетии явку избирателей - 60,14 % на прошедших парламентских выборах.
С другой стороны, победа партии "Единая Осетия" во главе с местным главой МЧС и бывшим неудачливым кандидатом в президенты Анатолием Бибиловым была вполне ожидаема. Это была единственная партия, предложившая обществу хоть какую-то программу, в данном случае вступление Южной Осетии в состав России. О реалистичности этой идеи поговорим чуть ниже.
По итогам выборов "Единая Осетия" набрала 43,1% голосов, традиционно ориентированная на экс-президента Эдуарда Кокойты Народная партия - 9,08%, партия "Единство народа" Владимира Келехсаева - 13,24%, не вполне понятного происхождения партия "Ныхас" - 7,47%. Если исключить навязчивую идею присоединения к России, найти какие-либо серьезные различия в программах как победивших, так и проигравших партий очень трудно. Причина этого очевидна: у республики вообще нет внятной программы и идеологии развития.
Мало кому понятно, куда вообще идет Южная Осетия, что она строит, чего хочет местный социум. До 2008 года цель была ясна и состояла в достижении признанной (Россией) независимости от Грузии и обеспеченной (опять же Россией) безопасности от Грузии. Теперь эта цель достигнута, но что делать дальше? В итоге президентских выборов 2011-2012 годов обществу не дали самоорганизоваться, но сможет ли оно самореализоваться, не выработав самостоятельно хотя бы опорные основы своего существования, не определив вехи и задачи?
Продолжают повторяться обещания, о которых все одинаково быстро забывают. В конце 2012 года президент Леонид Тибилов пообещал, что "2013 год станет переломным годом, когда станут видны результаты нового подхода к развитию социально-экономической жизни страны".
Благодаря "активной работе" МИД РЮО "есть надежда, что 2013 год станет успешным в деле международного признания государственной независимости Республики Южная Осетия". Что можно сказать сейчас?
2013 год не стал переломным, результаты нового подхода не видны, никакого успеха в деле международного признания независимости РЮО нет.
Очевидно, республика, только что впервые в своей истории обретя независимость (пусть и полупризнанную), должна стремиться ее сберечь и укрепить. Также вполне очевидно, что включение Южной Осетии в состав Российской Федерации (как, на каких правах?) сегодня абсолютно не в интересах самой РФ, поскольку будет снова расценено международным сообществом как прямая аннексия (по аналогии с аннексией Кувейта Ираком).
Единственным прецедентом включения какой-либо из стран Европы (да и вообще мира) в свой состав территории международно признанного соседнего государства за последние десятилетия в мире был Крым, и случай Косово здесь уже ничем не может помочь. Поэтому вполне понятно, что любые разговоры о включении Южной Осетии в состав России сейчас не просто бессмысленны, но и откровенно вредны для интересов России, так как опять создают у наших партнеров совершенно излишние подозрения. Уже не говоря о том, что подобная демагогия делает более чем затруднительным дальнейшее международное признание независимости Южной Осетии.
Кстати говоря, не менее вредны (для интересов Южной Осетии) циркулируемые иногда в околожурналистских кругах разговоры о возможности "восстановления великой Осетии" путем присоединения к сегодняшней РЮО соседних территорий современной Грузии, в старину населенных осетинами.
Вчитаемся в недавние строки сотрудника Российского института стратегических исследований Яны Амелиной: "Речь идет не только о нынешней РЮО, но и возвращении в состав единой Осетии земель Триалетской Осетии, Казбекского и Горийского районов нынешней Грузии, также ныне грузинского города Они с прилегающими территориями. Об этом пока явно недостаточно думают во Владикавказе и Цхинвале, но без восстановления единства исторических территорий будущее Осетии представляется не таким блестящим".
Здесь сразу вспоминается "большая мечта" Гитлера о "возвращении" Судетской области, венгерский траур, снятый фашистским диктатором Хорти, по утерянным благодаря Трианонскому миру "историческим территориям", авантюра Саддама Хусейна в Кувейте, эстонские и латвийские крайние правые с мечтою о возвращении Печорского и Пыталовского районов…
Подобные экзерсисы под эгидой государственного учреждения компрометируют не только Южную Осетию, предстающую агрессором (не способным навести порядок в своем доме и вламывающимся к соседу), но и внешнюю политику Российской Федерации, заставляя наших многочисленных "доброжелателей" усомниться не только в ее миролюбии, но и в адекватности.
Плохо здесь в первую очередь (кроме того вреда, который такие обсуждения объективно приносят признанию независимости Южной Осетии и внешней политике России) то, что в условиях отсутствия национальной программы строительства полноценного югоосетинского государства подобная идея фактически подменяет ее, становясь оправданием безынициативности и бездеятельности. Зачем создавать экономику, восстанавливать культурную и социальную сферу, если можно громкой трескотней фраз показать себя осетинским патриотом, переложив всю ответственность за будущее югоосетинского общества на Москву и Владикавказ?
Сложно представить себе Российскую Федерацию и ее руководство, входящих в новый жесткий раунд противостояния с Западом не ради бесценного Крыма и областей с миллионным населением, а из-за клочков безлюдных горных земель, некогда населенных осетинами.
Абсолютно очевидно, что инициаторы проекта аннексии Южной Осетии напрочь забыли спросить мнение российского руководства, неоднократно на различных площадках отмечавшего незыблемость признания РФ независимости Абхазии и Южной Осетии.
Цели Кремля в отношении этих стран просты и понятны: консолидация местных обществ, повышение социальных стандартов, усиление республиканских политических институтов и политических элит, создание конкурентоспособных к самообеспечению (в той степени, в какой это возможно) экономик, укрепление границ с Грузией (или с НАТО), укрепление построенных там военных баз. Для этого абсолютно не нужно вступать в очередной затяжной политический клинч с Западом. Но два построенных непотопляемых авианосца должны находиться в рабочем состоянии, будучи готовы к появлению в регионе новых вызовов и угроз для России и ее союзников.
Отсутствие рационального целеполагания и несформулированность реалистических задач стали главными причинами полного и очевидного провала работы министерства иностранных дел РЮО. О создании концепции внешней политики молодой республики, похоже, никто и не думает.
Кроме того, и это касается не только МИДа, у Южной Осетии практически отсутствует государственная информационная политика. Оказался неиспользованным даже такой подарок судьбы, как заявление уходящего сопредседателя женевских дискуссий от ОБСЕ Филиппа Лефора (опытного и разумного дипломата) "о независимости Южной Осетии как реальности, которую надо признать".
Вместо планомерной и небезнадежной работы по убеждению в этом других высокопоставленных чиновников ЕС, СЕ и ОБСЕ со стороны МИДа РЮО мы увидели исключительно бессмысленное обращение с просьбой о признании республики к Италии и Сан-Марино, а также широко разрекламированное и опять же совершенно бессмысленное подписание ни к чему не обязывающего соглашения между Цхинвалом и крошечным городом Ланузеи на острове Сардиния.
Видимо, надо все же озаботиться не фантазиями о "великой Осетии", воссоединяемой с Россией, а созданием внятной и реализуемой программы развития республики, программы ее интеграции в международное сообщество (и кроме самого акта признания здесь есть масса других возможностей), формированием нового привлекательного лица Южной Осетии.