Союз пешеходов неоднократно высказывал отрицательную позицию относительно диагональных пешеходных переходов. Однако девять таких переходов появилось в Москве на регулируемых перекрестках, пока в качестве эксперимента.
Попробую еще раз объяснить, почему диагональные переходы небезопасны для пешеходов.
Во-первых, пешеходные переходы в России - зона повышенной опасности. В крупных городах с 2004 года наблюдается рост наездов на пешеходов на пешеходных переходах. В прошлом году их количество в целом по стране составило 19 650 (рост на 10,3%), количество пострадавших достигло 20 939 человек, в том числе погибли 1243 человека (официальные данные, представленные ГИБДД). При этом четырех из десяти пострадавших пешеходов сбивают на пешеходном переходе.
По итогам шести месяцев 2014 года в Москве зафиксирован 731 наезд на пешеходном переходе (рост на 19,1%).
При этом регулируемые пешеходные переходы совсем не безопаснее, чем нерегулируемые. Это подтверждено в аналитическом материале ГУ ОБДД МВД России "О наездах на пешеходов на пешеходных переходах в 2012 году, их основных причинах и обстоятельствах". Цитата: "Основная часть (72%) наездов на пешеходов в России совершается на нерегулируемых пешеходных переходах. На регулируемые пешеходные переходы приходится более четверти (28%) рассматриваемых происшествий, что несколько выше удельного веса регулируемых переходов среди всех таких объектов (23,1%)".
Переход по диагональному переходу требует на 30-50% больше времени, соответственно, увеличивается и риск наезда на пешехода, которому сложнее добежать до спасительного тротуара по диагонали, чем по катету. Правда, время перехода для диагональных переходов в Москве увеличено в два раза, но вряд ли это радует водителей, которые ждут дольше. Кроме того, за это время пешеход может безопаснее для себя пересечь две дороги по традиционным переходам.
Второй аргумент против диагональных переходов - пешеход лишается шанса уклониться от столкновения с автомобилем.
Так как половину пути по такому переходу пешеход вынужден идти под углом 45% к двум пересекающимся дорогам, то есть, по сути, спиной к автомобилям, он не имеет возможности убедиться, что все автомобили позади него остановились, чтобы его пропустить. Ситуация усугубляется тем, что наблюдать необходимо минимум за восемью полосами (при двухполосных дорогах), ведь диагональный переход проходит через пересечение двух дорог. Водители же часто отвлекаются от дороги написанием SMS, поиском информации в навигаторе, разговорами и т. п. - это одна из распространенных причин наездов. Только сам пешеход может обезопасить себя, хотя бы частично. Но, учитывая ненаказуемую скорость в городах 80 км/ч, или 23 м/с, задача выявить опасно приближающиеся транспортные средства с четырех сторон и оценить их скорость, двигаясь по диагональному переходу, представляется невыполнимой.
Третья причина выступить против диагональных переходов - переключение светофоров на ночной режим, из-за чего в темное время суток шансы быть сбитым резко повышаются. Это происходит, как правило, после 23 часов в Москве и других городах, после чего пешеходный переход превращается в нерегулируемый. При этом видимость пешехода в темное время суток резко снижается. Очевидно, что вероятность быть сбитым в темноте на диагональном переходе становится еще более высокой.
Четвертая причина нашего негативного отношения к диагональным переходам - разрушение стереотипа безопасного поведения пешехода на дороге. Один из принципов безопасного пересечения дороги - делать это по кратчайшему расстоянию, что предусмотрено в пункте 4.3 ПДД, который предписывает пешеходам вне пешеходного перехода для их безопасности пересекать проезжую часть под прямым углом. Этот принцип до сих пор был реализован при обустройстве практически 100% регулируемых и нерегулируемых пешеходных переходов, это является, по сути, стандартом. Поэтому независимо от знания ПДД пешеход никогда не задумывался, как переходить дорогу - по диагонали или под прямым углом (хотя даже это не спасает от наезда).
Теперь появляются диагональные переходы, которые разрушают стереотип безопасного поведения пешехода: если можно на пешеходном переходе - можно и вне пешеходного перехода.
Кстати, новый пример разрушения стереотипов безопасного поведения водителей также недавно появился в Москве - это разрешение поворота на перекрестках направо на красный свет. То, чему учили с детства и в автошколе: "Красный свет - проезда нет", теперь не соответствует ПДД. Нельзя, но можно! Но в опасных ситуациях водителю думать некогда, решения принимаются мозгом со скоростью бессознательных рефлексов, например рефлекса отдергивания руки от горячего предмета. Если принятие правильного решения требует раздумий, то автомобиль за это время успеет проехать несколько метров, которые могут стоить кому-то жизни.