1 октября 2014, 10:35
Мнение

Может ли европротокол прижиться в России?

Есть надежда, что в скором времени "упрощенка" заработает, как должна

Есть старая шутка: "Я имею право? Право - имеете. А могу воспользоваться? Не можете". Собственно, это отчасти касается и оформления ДТП по упрощенной схеме - так называемого европротокола. 

Впервые о европротоколе заговорили еще в 2009 году, когда водители получили возможность оформить документы по аварии самостоятельно, не дожидаясь сотрудников ГИБДД. К сожалению, этой, казалось бы, прекрасной возможностью и по сей день автомобилисты воспользоваться не спешат. Лишь около 9,1% попавших в незначительную аварию решаются на “упрощенку". Этому есть объяснение - многие водители боятся, и вполне обоснованно, что страховщик откажет в выплате. 

Действительно, статистика показывает, что в 2013 году страховые компании 7,6 тыс. раз отказали в выплате по европротоколу (то есть каждому десятому). Главная причина отказа (43% случаев) - неверно оформленные документы. Страховые компании могут обратить внимание на что угодно, вплоть до запятой, поставленной не в том месте. Важно также знать, что, если впоследствии найдутся повреждения, сразу не замеченные при осмотре на месте аварии и не отраженные в бланках, то получить более 25 тыс. руб. со страховой компании не удастся. Особенно это касается скрытых повреждений, трещин, которые не видны невооруженному взгляду. То есть, если бампер в итоге пойдет под замену, это уже проблема автовладельца. И даже несмотря на то что в  апреле 2013 года была законодательно определена максимальная сумма выплаты по европротоколу в размере 50 тыс. руб., по статистике в том же 2003 году средняя выплата по "упрощенке" составила всего 9,9 тыс. руб. А за эти деньги даже деталь на новую иномарку не купишь.

Тем не менее, если вы все же решили обойтись своими силами и не тратить время на ожидание ГИБДД, стоит знать несколько "подводных камней". Для законного оформления аварии по упрощенной схеме должны соблюдаться следующие условия: не должно быть пострадавших; оба автомобиля должны сохранить возможность продолжить движение; участников ДТП - не более двух. Самое интересное происходит далее - при заполнении документов. Старайтесь заполнять "Извещения о ДТП" по образцу, так как иначе вероятность ошибиться в заполнении очень велика. Посчитайте количество пунктов в документе: их должно быть 23 (в старых бланках, действовавших до 1 апреля 2012 года, их было лишь 20). Дальше пошла картография. На схеме аварии должны быть расположены, во-первых, оба автомобиля (с подписанными номерными знаками и марками), во-вторых, стрелки, обозначающие направления движения машин, а в-третьих, участок дороги, на котором произошло столкновение, с нанесением близстоящего здания или какого-либо другого крупного объекта.

Чтобы сократить шансы страховой в отказе по выплате, рекомендовано обоим участникам ДТП написать разъяснительную, а к стопке документов приложить фотографии автомобилей. В идеале еще найти свидетелей, которые будут готовы в случае необходимости давать показания. После этого водители должны доехать до ближайшего поста ГИБДД, чтобы получить справку, постановление и определение по ДТП.

Учитывая все вышесказанное, истории о том, что в западных странах водители при небольших ДТП  обмениваются визитками своих страховых компаний и разъезжаются, к нашим российским "палестинам" отношения не имеют. Это только за границей страховые компании сначала платят, а потом разбираются, проверяют данные. Вдобавок поправки, внесенные в законопроект, предусматривают обязательное оборудование автомобиля системой ГЛОНАСС. Типа - не поставил, значит, и "упрощенки" не будет.

Тем не менее есть надежда на то, что в скором времени произойдут значительные позитивные изменения. Говорят о введении электронного европротокола (через любое мобильное устройство), что сократит вероятность сделать ошибку или помарку при заполнении документов. Также уже сейчас заказать услугу аварийного комиссара у частных компаний можно практически в любом российском городе, а в скором времени появится институт аварийного комиссара - гражданская структура, призванная помочь водителям при заполнении документов для страховой компании и оформлении мелких аварий. 

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Использование материала допускается при условии соблюдения правил цитирования сайта tass.ru