27 НОЯ, 10:00

Поверх национальных границ

ПРОХОРЕНКО Ирина
Ведущий научный сотрудник Группы теории международных отношений ИМЭМО РАН, кандидат политических наук

Оценки проекта Трансатлантического соглашения о партнерстве весьма разнятся. Фактически у нас на глазах происходит формирование многоуровневой системы институтов транснационального регулирования и управления

21 ноября 2014 года Совет Европейского союза на уровне министров торговли 28 государств-членов призвал Европейскую комиссию обеспечить большую прозрачность переговорам по заключению между ЕС и США Трансатлантического соглашения о партнерстве в области торговли и инвестиций.

Как подчеркивается в решении Совета ЕС, необходимо повысить степень открытости этих переговоров, включая доступ ко всем переговорным документам, с тем чтобы позволить государствам-членам обеспечить конструктивное обсуждение целей и задач соглашения с гражданским обществом.

Переговоры начались в июле 2013 года, их планируется успешно завершить уже в 2015 году. Главными целями будущего соглашения являются стимулирование взаимной торговли, создание новых рабочих мест, полная отмена барьеров в сфере торговли и услугами.

Переговоры ведутся по следующим основным направлениям: 1) расширение доступа на рынки товаров и услуг; 2) тарифное и нетарифное регулирование в торговле; 3) правила сотрудничества в отношении общих вызовов и возможностей в сфере торговли на глобальном уровне, а именно прав интеллектуальной собственности, защиты окружающей среды, охраны труда, электронной торговли, конкуренции, деятельности государственных предприятий, малого и среднего бизнеса, мер по упрощению процедур торговли.

Идея создания трансатлантической зоны свободной торговли не нова. Трансатлантический диалог получил импульс в 1990-х годах после распада биполярной системы мира. Свое значение имело и усиление роли ЕС как влиятельного игрока на международной арене: в 1990 году была подписана декларация об отношениях между ЕС и США - Трансатлантическая хартия, в 1995 году принята трансатлантическая повестка дня, которая определила основные сферы сотрудничества ЕС и США.   2005 года Евросоюз и Соединенные Штаты приступили к реализации инициативы по развитию трансатлантической экономической интеграции и роста.

Безусловны экономические основания Трансатлантического соглашения о партнерстве в области торговли и инвестиций. Итогом соглашения станет объединение экономического и демографического потенциала крупнейших мировых производителей и экспортеров инвестиций, товаров и услуг и главных торговых и инвестиционных партнеров друг друга. В 2013 году на долю ЕС приходилось 17,2% совокупного мирового ВВП, 15% мирового экспорта товаров, 25% мирового экспорта услуг, на долю США - 16,5, 10 и 19% соответственно.

В 2009-2012 годах капиталовложения из стран Евросоюза в США в общем объеме прямых иностранных инвестиций за рубеж составили 28%. В свою очередь, доля аналогичных инвестиций в ЕС в совокупном объеме всех прямых иностранных инвестиций из США в тот же период равнялась 45%.

Согласно подсчетам независимого европейского Центра исследования экономической политики (штаб-квартира в Лондоне), в случае реализации соглашения экономический выигрыш для Евросоюза составит €119 млрд ежегодно (примерно €545 на домохозяйство), для США - €95 млрд в год. Предполагается также, что устранение регулятивных барьеров торговли поможет созданию 13 млн новых рабочих мест, зависящих от торговли, по обеим сторонам Атлантики. Ожидается, что вступление соглашения в силу окажет опосредованное позитивное влияние на всю глобальную экономику.

Проект соглашения имеет и геополитическое измерение. Стратегическое положение Европы между США и зонами интересов безопасности США и их союзников к югу и западу от Европы не теряет своей исключительной важности. Принципиальное значение имеет военно-политическое сотрудничество США и государств - членов Евросоюза в рамках НАТО.

Геополитический нюанс добавляет проекту и проблема американского сланцевого газа, поставки которого в Европу вполне могут изменить географию и расстановку сил на мировом энергетическом рынке. К примеру, уже сейчас предполагается использовать мощности регазификационных терминалов Испании для хранения в ближайшем будущем сланцевого газа из США. Две крупнейшие испанские энергетические ТНК - Endesa и Fenosa - подписали контракты с американскими компаниями Corpus Christi и Sabine Pass на поставку сжиженного сланцевого газа на период с 2016 по 2018 год.

Нельзя отрицать, что ключевым элементом трансатлантических отношений выступают общие (западные) ценности, родиной которых является Европа. Несмотря на неоднозначное отношение рядовых европейцев к проекту Трансатлантического соглашения и опасения части деловых кругов (представителей малого и среднего бизнеса в первую очередь), европейские политические элиты в целом настроены достаточно позитивно и намерены не затягивать ход переговоров.

Естественно, в переговорном процессе присутствуют проблемы и разногласия. Так, Евросоюз обеспокоен рисками для своего аграрного сектора, негативными последствиями технологий добычи сланцевого газа для окружающей среды, проблемами защиты интеллектуальной собственности и культурного достояния.

Со своей стороны, Соединенные Штаты противятся стремлению ЕС включить в текст соглашения положения о регуляторном сотрудничестве в сфере торговли финансовыми услугами. Не решены окончательно вопросы взаимного признания существующих в ЕС и США стандартов на продукцию (в перспективе ставится задача разработки общих трансатлантических стандартов на продукцию). Некоторые вопросы, по которым не удается пока достичь договоренностей, были намеренно выведены за рамки проекта Трансатлантического соглашения (например, вопрос о ГМО).

Вероятно, определенные препятствия могут возникнуть в ходе ратификации соглашения в случае успешного завершения переговоров, если в процессе ратификации будут участвовать национальные парламенты государств - членов ЕС, роль которых в политической жизни Евросоюза в последнее время значительно возросла.

Оценки проекта Трансатлантического соглашения о партнерстве весьма разнятся. Фактически у нас на глазах происходит  формирование многоуровневой системы институтов транснационального и трансрегионального регулирования и управления, которые осуществляют свои функции в сфере экономики (и не только) поверх национальных границ. Как при этом трансформируется природа государств-участников, меняется ли их суверенитет, уступают ли они свое влияние транснациональным корпорациям, международным организациям и институтам - все эти вопросы требуют внимательного и непредвзятого исследования.

Очевидны экономические и политические вызовы для России в связи с реализацией трансатлантического торгового и инвестиционного партнерства. Мы наблюдаем попытку возрождения единого Запада в условиях трансформирующегося миропорядка, пусть и на несколько иных, чем в годы холодной войны, основаниях, конструирование новой реальности и новых обстоятельств, на которые Россия вынуждена реагировать. Во многом трансатлантическое партнерство является моделью глобального управления как интеграционного проекта в мировом масштабе.

Но является ли подобная модель универсальной и единственной? Имеют ли право на существование в современном полицентричном мире и другие (незападные) модели? Вероятно, в поисках ответа на эти вопросы Россия и будет выстраивать свою будущую стратегию, осознавая очевидные риски политической и экономической отстраненности (а может быть, даже одиночества) в меняющейся системе международных отношений.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Цитирование разрешено со ссылкой на tass.ru
Читать на tass.ru
Теги