10 ОКТ, 16:30

Гора родила мышь: выводы из саммита Европейского политического сообщества в Праге

НИЗАМУТДИНОВ Андрей
Обозреватель ТАСС

Андрей Низамутдинов — о том, что собой представляет новая политическая платформа и какова ее жизнеспособность

"Объединить лидеров на равноправной основе и способствовать политическому диалогу и сотрудничеству по вопросам, представляющим взаимный интерес, чтобы вместе мы работали над укреплением безопасности, стабильности и процветания Европы в целом", — так глава Евросовета Шарль Мишель в письме лидерам стран ЕС обрисовал цель создания новой политической платформы — Европейского политического сообщества (ЕПС). Его коллега по брюссельской евробюрократии Жозеп Боррель, которого обычно называют главным европейским дипломатом, решил обойтись без высокопарных фраз и дипломатических двусмысленностей и перед началом первого саммита ЕПС, состоявшегося в Праге в конце прошлой недели, прямо заявил: "Задача этой встречи — поиски нового порядка без России".

Судя по первым оценкам и впечатлениям, в реализации своих целей и задач инициаторы создания ЕПС не слишком преуспели: пражская встреча в верхах свелась к сотрясанию воздуха, переливанию из пустого в порожнее, что лишь подкрепило сомнения (в том числе и мои) о жизнеспособности нового формата.

ЕПС имени Макрона

Идею создания нового политического клуба озвучил в мае этого года президент Франции Эмманюэль Макрон. Он никогда не скрывал своих далеко идущих политических амбиций, но до поры до времени претендовать на роль единоличного европейского лидера ему мешала Ангела Меркель, чей вес в международных делах был неизмеримо выше. Уход "фрау канцлерин" в отставку открыл перед Макроном широкие перспективы, которыми он не преминул воспользоваться.

Вдобавок сработал еще ряд факторов: с января 2022 года Франция стала председателем Евросоюза, в феврале Россия начала военную спецоперацию на Украине, после чего и сама Украина, и еще ряд стран стали с удвоенной и утроенной энергией просить и даже требовать, чтобы их немедленно приняли в ЕС. А поскольку многие действующие члены Евросоюза вовсе не рады были видеть ту же Украину или Грузию в составе объединения не то что в ближайшей, но даже и в среднесрочной перспективе, предложение Макрона создать новый политический формат пришлось, что называется, ко двору.

Собственно говоря, особой новизны в этом предложении на самом деле нет. После взрывного расширения ЕС за счет стран Восточной Европы и Балтии, принесшего целый ряд проблем, Брюссель сменил тактику и стал стараться держать потенциальных кандидатов на коротком поводке, чтобы, с одной стороны, не сорвались, а с другой, знали свое место и не рассчитывали на скорое вступление в сообщество. Отсюда и разговоры о "Европе двух скоростей", и изобретение новых форматов наподобие Восточного партнерства.

Выходит, Макрон фактически сдул пыль со старых задумок и облек их в идею создать Европейское политическое сообщество. Иными словами, получается своего рода неформальный клуб, на площадке которого государства — члены ЕС могли бы поговорить о насущном и наболевшем со своими соседями, не входящими в Евросоюз. В июне этого года, под занавес французского председательства, инициатива была официально представлена и одобрена на очередном саммите ЕС.

"Против кого дружим, девочки?"

Правда, заниматься практической реализацией инициативы пришлось уже следующему председателю Евросоюза — Чехии, что неизбежно наложило свой отпечаток и на состав участников ЕПС, и на саму его концепцию. В итоге вместо диалоговой площадки появился клуб стран, которые брюссельские стратеги попытались объединить под девизом "Дружим против России". Как мне рассказал на условиях анонимности знакомый дипломат, работающий в одном из европейских посольств в Москве, главной целью пражского саммита ЕПС должно было стать расширение круга стран, поддерживающих введенные Евросоюзом антироссийские санкции.

Впрочем, выдвигая на первый план идею построения "нового миропорядка без России", организаторы ЕПС не забывали и о гораздо более приземленных интересах и животрепещущих проблемах, связанных с энергетическим и миграционным кризисом. Поэтому решено было пригласить в Прагу не только вполне европейскую Норвегию, но и, к примеру, закавказский Азербайджан (явно в расчете на увеличение поставок энергоресурсов в Европу), и даже Турцию, хотя к ее президенту Реджепу Эрдогану в целом ряде европейских стран питают далеко не самые теплые чувства.

В итоге в Прагу съехались высокопоставленные представители 44 стран, включая непризнанное Косово. Не было лишь премьер-министра Дании Метте Фредериксен, которая, по словам чешских организаторов, не смогла приехать "по каким-то внутриполитическим соображениям". По мнению некоторых источников, на самом деле глава датского правительства решила воздержаться от поездки, чтобы уйти от вполне вероятных острых вопросов по поводу диверсии на газопроводах системы "Северный поток".

"Он не полетит"

Еще накануне саммита авторитетный французский журнал Le Point, проанализировав состав участников ЕПС и его заявленные цели, констатировал: "Европейское политическое сообщество, разрывающееся между экономическими интересами европейских стран и "моральной" заносчивостью руководства ЕС, не является в нынешнем виде ни политическим, ни даже европейским сообществом". И предупредил: проект не взлетит, потому что "в этом самолете нет пилота". 

Еще более критически высказался немецкий журнал Der Spiegel: "Циники в Брюсселе утверждают, что ЕПС, созданное по предложению президента Франции Эмманюэля Макрона, потеряло свою настоящую цель еще до первой встречи. Но встреча все же должна состояться, поскольку иначе Макрон потерял бы лицо. А смысл всегда можно найти позже". 

Сомнения в перспективах нового политического клуба высказала и китайская газета Global Times, по мнению которой ЕПС "может стать очередным "большим шоу солидарности", говорильней, лишенной реального содержания".

Похоже, инициаторы создания ЕПС и сами сомневались в его жизнеспособности и возможности решать реальные задачи, поэтому на всякий случай заранее предусмотрели отсутствие каких-либо совместных итоговых деклараций и коммюнике. Мол, собрались так, чисто поговорить. Ну и, разумеется, сделать "семейное фото" на добрую память.

Впрочем, недостатка в красивых словах на пражском саммите не было. Французский президент Макрон назвал встречу "стратегической дискуссией в формате, которого раньше не было". А президент Литвы Гитанас Науседа и вовсе сравнил саммит ЕПС с форматом Организации Объединенных Наций для Европы и предложил партнерам заняться прежде всего "последовательным оказанием помощи Украине, выработкой устойчивости к энергетическому диктату России и борьбой с российским влиянием в информационном пространстве".

Лично мне новорожденное, но уже дышащее на ладан ЕПС напоминает скорее Совет Европы (СЕ) — организацию, о существовании которой даже большинство европейцев имеет весьма смутное представление. Но все-таки СЕ, деятельность которого мне довелось освещать на протяжении нескольких лет, хотя бы время от времени разрабатывает какие-то конвенции и имеет в своей структуре Страсбургский суд по правам человека, тогда как ЕПС, судя по первым впечатлениям, — абсолютно аморфное образование, не имеющее перед собой сколько-нибудь ясных целей и задач, кроме одной — сколачивания очередного блока для противостояния с Россией. Как заметил по этому поводу тот же Le Point, "единственная идея, которая нас объединяет, это ненависть к Путину и желание отобрать у него его союзников, пригласив их в европейское сообщество".

Блоковое мышление 

Оценку французского издания подтверждают итоги саммита Евросоюза, проходившего в Праге одновременно со встречей в формате ЕПС и ясно показавшего, что в арсенале европейских средств воздействия имеется не только маячащий где-то в отдалении эфемерный пряник в виде вероятного сближения с ЕС, но и вполне реальный кнут для несогласных. Так, одобренный лидерами стран Евросоюза восьмой пакет санкций против России больно ударил и по Сербии, которой придется столкнуться с прекращением поставок российской нефти по Адриатическому нефтепроводу, проходящему через территорию Хорватии. Как прямо заявил хорватский премьер Андрей Пленкович, "Сербия не может сидеть на двух стульях, не может быть страной, которая приезжает сюда разговаривать о европейской перспективе и ожидать больших шагов вперед, а при этом не поддержать ни одну санкцию против России".

"[У Евросоюза] существует только желание, чтобы мы как можно скорее ввели санкции. Никто больше не поднимает вопрос о главах, кластерах [по подготовке к вступлению в ЕС]. Вопрос только: почему не ввели?" — отреагировал президент Сербии Александр Вучич, который также был приглашен на саммит ЕПС. А по возвращении в Белград он заявил, что "Сербия не введет санкции против РФ, пока ущерб стране не заставит принять другую реальность".

Как долго маленькая Сербия сможет сопротивляться нажиму — отдельный вопрос. Важно, что данный пример показывает: Евросоюз предпочитает действовать по принципу "кто не с нами, тот против нас", а стало быть, все благие рассуждения о создании ЕПС как диалоговой площадки — просто завеса, маскирующая блоковое мышление времен холодной войны.

И тут, пожалуй, уместно будет процитировать мнение директора-распорядителя Международного валютного фонда (МВФ) Кристалины Георгиевой. Выступая на днях в вашингтонском Джорджтаунском университете, она заявила, что "самым драматичным" последствием событий вокруг Украины является "раскол мира на блоки: один за Россию, один против России и один, который сидит на скамейке запасных". "Каковы последствия разделения мира на блоки? Мы все станем беднее — в бедных странах и в богатых странах", — указала Георгиева.

Вообще-то МВФ — структура, которую трудно заподозрить в излишнем альтруизме, именно поэтому к предупреждению главы фонда стоит прислушаться с особым вниманием. Однако похоже, что в Евросоюзе пока не спешат прислушиваться ни к словам главы МВФ, ни к мнению Ангелы Меркель, которая как раз в день открытия саммита ЕПС подчеркнула, что прочного мира в Европе можно добиться только при участии России. Вместо этого там предпочитают строить "новый порядок без России". Что ж, как говорится, мечтать не вредно.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Цитирование разрешено со ссылкой на tass.ru
Читать на tass.ru
Теги