7 декабря 2022, 17:20
Мнение

Страх, шок, облегчение: почему мы любим детективы

Юлия Артемова — о том, что стоит за интересом аудитории к этому жанру

На днях премия в области детективного и остросюжетного жанров литературы и кино "Русский детектив" огласила список лауреатов и финалистов 2022 года. В их числе — писатели Татьяна Устинова, Котаро Исака, Александра Маринина, Майк Омер, Татьяна Полякова, Крис Уитакер, Данил Корецкий, сериалы "Хрустальный" и "Мейр из Исттауна".

Ежегодно всевозможные топы и рейтинги демонстрируют неугасающий интерес аудитории к историям о страшных преступлениях и поимке их организаторов. Так, согласно данным Российской книжной палаты за прошлый год, в топ-20 наиболее издаваемых авторов художественной литературы вошли как минимум восемь писателей-детективщиков.

По информации издания Forbes, в 2021 году семь из десяти самых продаваемых художественных новинок написаны именно в жанре детектива. В Германии на первом месте бестселлеров журнала Spiegel уже несколько недель подряд — мастер остросюжетной прозы Себастьян Фитцек с новинкой "Выражения лица". В США топ бестселлеров ноября, по версии The New York Times, возглавил Джон Гришэм, детективы которого регулярно экранизируются. 

Пощекотать нервы

Сенсационной в свое время стала серия исследований, утверждающих, что чтение художественной литературы развивает эмоциональный интеллект. В то время как сотрудники корпораций перелистывали деловые нон-фикшн-издания, очевидное лежало на поверхности. Читая романы, мы тренируем эмпатию: сопереживаем главному герою, ставим себя на место персонажей, пытаемся их понять, встречаем совершенно разных людей, чувствуем эмоции — недоступные или те, которых недостает в нашей обычной жизни.

Благодаря детективному сюжету эмпатический эффект "повышается" — за счет адреналина и дофамина

При чтении усиливаются волны мозговой активности. Если следователь мчится за маньяком на автомобиле, у читателя активизируются области мозга, которые включились бы, если бы он сам физически находился в полицейской машине. Любой роман Яна Флеминга о спецагенте МИ-6 Джеймсе Бонде способен "прокатить читателя с ветерком": динамичный поток схваток, погонь, перестрелок увлекает с первой страницы.

Кроме того, для нормальной работы нашего мозга и его развития (установления новых цепочек связи между нейронами) постоянно нужны новые раздражители, и детективы предоставляют их с избытком — хорошие и плохие ощущения, страх, шок, облегчение.

Психологическая поддержка

У психологов множество объяснений, почему мы выбираем детективы. Так, сторонники психоанализа говорят о том, что человек удовлетворяет свои агрессивные инстинкты, читая про преступления. Исследователь детективного жанра болгарский писатель Богомил Райнов в числе причин называл острые ощущения — как стимулирующее средство; осознание того, что жизнь читателя не так плоха, раз в ней нет места подобным кошмарам.

Филлис Дороти Джеймс.  Ian Gavan/ Getty Images
Филлис Дороти Джеймс

Детективы позволяют людям упорядочить мир, ставший непонятным, хаотичным. "Детективный роман — это история не об убийстве, а о восстановлении порядка", — сказала однажды автор бестселлеров Филлис Дороти Джеймс.

Приближаясь к разгадке преступления и заслуженному возмездию, читатель чувствует, будто действительность становится яснее и справедливее

Именно это происходит, к примеру, в романе Джеймс "Неподходящее занятие для женщины". Главная героиня Корделия Грей расследует убийство юноши, одновременно с этим распутывая клубок взаимных обвинений и ненависти, царящих в семье Келлендер. Все маски будут сброшены, и свет прольется на истинное положение вещей.

Книги об убийствах — это, пожалуй, единственный литературный жанр, предоставляющий читателю возможность самостоятельно разобраться в происходящем. Детективы привлекают любителей головоломок, ведь чтение превращается в игру, в которой при первом же ходе мы пытаемся выяснить, кто убийца, перехитрить остальных героев, пусть и вымышленных. Хороший детектив водит нас за нос до последней страницы, слабый — тешит самолюбие.

Сеттинг как важная составляющая успеха

Интересное для читателя место действия — необходимое условие успешного детектива. Вместе с героем книги мы хотим побывать там, куда обычно не так просто попасть. Еще одна привлекательная сторона детектива — инсайты, возможность взглянуть на мир глазами другого человека: профайлера (криминального психолога) — в цикле Майка Омера о Зои Бентли, пассажира фешенебельного поезда — в романе "Убийство в Восточном экспрессе" Агаты Кристи.

Агата Кристи, 1950 год. Hulton Archive/ Getty Images
Агата Кристи, 1950 год

Побывав на чужом месте, мы получаем опыт и удовольствие. А также новые знания — в детективах раскрывается множество деталей быта и эпохи. Например, в романе "Жало белого города" Эвы Гарсии Саэнс де Уртури (лауреат премии "Русский детектив — 2021") рассказаны подробности жизни провинциального маленького испанского города — местные порядки, особенности горожан, тонкости их профессий.

Внутрижанровое многообразие

В 1920-х годах в Лондоне был создан Детективный клуб, в него вошли самые блистательные авторы: Агата Кристи, Дороти Сэйерс, Гилберт Честертон, Артур Моррисон, Рональд Нокс, Глэдис Митчелл, Энтони Гилберт и другие. За чашкой чая члены клуба обменивались идеями и деталями своей работы. Еще они сформулировали правила написания детективов, которые зафиксировал Рональд Нокс в книге "Десять заповедей детективного романа". Среди них — рассказчик всегда должен быть надежным и заслуживающим доверия (не преступником), убийцей не может быть китаец (в начале ХХ века в романах было засилье преступников из Китая), исключается воздействие сверхъестественных сил, все улики преступления должны предъявляться читателю по мере их обнаружения детективом — главным героем. Клуб существует до сих пор. Придерживаются ли современные авторы сформулированных им правил? Пожалуй, не всегда.

Внутри детектива сегодня активно развиваются поджанры. Действие романов разворачивается в фантастической реальности, в фэнтезийных мирах, детективы апеллируют к триллеру, романтической комедии, Young Adult Dark Academy, на стыке правды и вымысла базируется True Crime.

Сегодня читателю не всегда интересно следить за постепенным развитием сюжета и умозаключениями детектива, подобно тому, как обычно это происходит в классических историях Конан Дойла или Агаты Кристи. Через игру с поджанрами детектив завоевывает новые аудитории. Так, в 2022 году в читательском голосовании премии "Русский детектив" одержала победу Антонина Крейн с Young-Adult-фэнтези "Шолох. Призрачные рощи" — главная героиня книги ищет убийцу в атмосфере магического мира. А восходящая звезда остросюжетной прозы Юлия Евдокимова в своей книге "Умбрия — зеленое сердце Италии. Тайна старого аббатства и печенье святого Франциска" объединила детектив и кулинарию.

Харизматичные герои

Правило, которое непреложно действует со времен отцов-основателей детективного жанра, — харизматичный, оригинальный герой, мысли и поступки которого нелегко предсказать. Таков персонаж популярных российских комиксов — майор Игорь Гром (Евгений Еронин), главные лица романов — Зои Бентли (Майк Омер), Энола Холмс (Нэнси Спрингер), Корморан Страйк (Роберт Гэлбрейт — псевдоним Джоан Роулинг — прим. ТАСС). При этом все они не сверхлюди, пусть даже многие из них гении, но у каждого есть, помимо сильных сторон, слабые. И из-за этого им сопереживаешь. 

У многих культовых героев есть прототипы. Так, на создание образа Шерлока Холмса Артура Конан Дойла вдохновил его знакомый врач Джозеф Белл. Он был известен своими точными наблюдениями за пациентами: угадывал род занятий по рукам человека, происхождение — по акценту, а профессию — по деталям костюма. В яркой Даше Васильевой мы узнаем черты автора более 240 книг Дарьи Донцовой. Александра Маринина не раз признавалась, что психологически героиня ее книг Анастасия Каменская — это она сама, но карьера и биография у нее с персонажем совершенно разные.

"Потрогать" результат

Ежедневно СМИ сообщают о различных преступлениях, но крайне редко, если не никогда, мы можем взглянуть изнутри на то, как обрабатываются и раскрываются темные дела. И детективы не просто приподнимают завесу тайны, они становятся проводниками в мир сыскных агентств, бюро расследований, уголовного розыска, отделов полиции штатов, округов, районов, губерний.

Кроме того, мы жаждем удовлетворения от финала: последний аккорд в конце песни, вовремя сданный отчет на работе, приятная усталость в конце насыщенной тренировки. С детективами все то же — нам нравится собирать воедино разрозненные улики, самим выстраивать из них целостную картину и, дойдя до последней главы, выяснять, что это был не тот, кого мы все это время считали убийцей.

Узнать о победителях и финалистах "Русского детектива" и пополнить свой список для чтения на грядущий год можно на официальном сайте премии. 

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Использование материала допускается при условии соблюдения правил цитирования сайта tass.ru