Стратегический тупик: кому не выгодны переговоры по контролю за вооружением
Виктор Литовкин — о попытках США получить односторонние преимущества перед Россией в стратегических наступательных вооружениях и ракетах средней дальности
Российские Ракетные войска стратегического назначения в середине декабря отметили свой очередной день рождения. Им в этом году исполнилось 63 года. И все это время они, не приняв прямого участия ни в одном вооруженном конфликте, надежно защищают национальные интересы страны. Вот и к нынешнему празднику войска подошли с нескрываемыми успехами.
Щит родины
Командующий РВСН генерал-полковник Сергей Каракаев сообщил журналистам, что 17 декабря в Оренбургской области, в Ясненском ракетном соединении поставлен на боевое дежурство второй полк стратегического ракетного комплекса "Авангард". По сведениям из открытых источников, гиперзвуковым планирующим ядерным блоком "Авангард", летящим к цели по непредсказуемой траектории со скоростью, в 27 раз превышающей скорость звука (27 Махов), оснащаются жидкостные стратегические ракеты УР-100Н УТТХ (SS-19 Stiletto по западной классификации, а у нас любовно названные "сотками"). А еще, сказал генерал, была продолжена работа по перевооружению Гвардейской ракетной дивизии из Козельска Калужской области на шахтный ракетный комплекс "Ярс" (РС-24, или SS-27 по западной классификации). Продолжилось перевооружение на подвижный ракетный комплекс "Ярс" Бологовской гвардейской ракетной дивизии, что дислоцируется в Тверской области, и началось перевооружение на этот же подвижный комплекс РС-24 ракетной дивизии в Тейково Ивановской области. Он также отметил, что остальные ракетные соединения, где предусмотрено оснащение войск комплексом "Ярс", уже несут боевое дежурство на этих машинах.
Кроме того, генерал-полковник Каракаев сообщил, что проведены успешные испытания новой тяжелой жидкостной ракеты РС-28 "Сармат", которая в ближайшее время должна заступить на боевое дежурство в Ужурском гарнизоне Красноярского края вместо прославленного, самого мощного в мире десятиголового стратегического ракетного комплекса Р-36М "Воевода" (или SS-18 Satan, как его назвали на Западе). В отличие от своего предшественника, "Сармат", как отмечают СМИ, может нести не десять разделяющихся ядерных боевых блоков индивидуального наведения, а 15. Летать они могут не только по кратчайшей траектории — через Северный полюс, но и по самой дальней — через Южный, где у вероятного противника нет системы противоракетной обороны. Более того, головная часть "Сармата" может оснащаться как "обычными" ядерными боеголовками различной мощности, так и планирующими гиперзвуковыми блоками "Авангард". Разместить на его ракете можно не одну боеголовку, а все четыре — энергетическая мощь комплекса позволяет это сделать без затруднений.
Ракетные войска стратегического назначения, заявил командующий, на 85% и более перевооружены на самые современные комплексы. Идет работа по дальнейшему их развитию, над созданием нового подвижного комплекса, который будет способствовать еще более надежному стратегическому сдерживанию вероятного противника, защите национальных интересов России.
Им верить нельзя
На этом фоне у меня все большее недоумение вызывает позиция США по Договору о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-3). Продлив это соглашение на пять лет в 2021 году, сразу, как только Джо Байден занял президентское кресло в Белом доме, администрация президента США и ее подразделения стали совершать какие-то алогичные действия, направленные на подрыв этого самого договора. И, на мой взгляд, пытаются не мытьем, так катаньем добиться одностороннего преимущества перед своим партнером. Складывается впечатление, что одной части администрации этот договор, безусловно, нужен, так как позволяет контролировать развитие стратегических ядерных сил России, а другой — нет: так как служит препятствием к установлению гегемонии Вашингтона в обладании самым грозным и разрушительным оружием. Видимо, ДСНВ, по их мнению, должен быть разрушен как последнее равноправное соглашение, мешающее достижению этой цели.
Примеров такого алогичного и, мягко говоря, неумного отношения США к своим обязательствам хоть отбавляй.
После продления Договора СНВ между двумя партнерами много месяцев не было консультаций по проблемам его выполнения. Наконец, Госдепартамент предложил российскому МИД встречу для обсуждения накопившихся вопросов. Но поскольку Женева, где традиционно проходили такие встречи, Москве не подошла (в связи с утерей своей исторической нейтральности), то условились увидеться в Каире. Однако перед самой поездкой в Египет американская сторона выдвинула нашим переговорщикам предварительные условия, связанные с событиями на Украине. Конечно же, как, думаю, понимали в Вашингтоне, никаких подобных требований мы принять не могли. И не приняли. Встреча не состоялась. В информационных сообщениях было сказано, что "стороны перенесли ее на более поздние сроки".
А между тем необходимость в такой встрече явно очень острая. США сообщают нам, что они освободили по четыре шахты на своих стратегических подводных ракетоносцах класса "Огайо" от ракет с ядерными боеголовками "Трайдент-2" (UGM-133A Trident II D5/LE), загрузили в них по шесть крылатых ракет большой дальности "Томагавк" (Tomahawk — по кодификации НАТО SS-66) без ядерных боеголовок. Если учесть, что за США по Договору СНВ числится 14 "Огайо", на каждой из которых по 24 пусковые установки, при этом четыре выведены из строя, как и две АПЛ, что находятся в ремонте, то получается, что на 12 субмаринах имеется по 20 пусковых установок с ядерными ракетами. К тому же Вашингтон утверждает, что загружены в них всего 90 ракет и общее количество боеголовок — 1 080. Так это или не так, нам проверить, как это предусмотрено протоколом к Договору СНВ-3, невозможно.
Однако Вашингтон всячески тормозит процесс по выдаче виз для членов нашей делегации. США также ввели санкции против российских самолетов. Так, полететь за океан нашим специалистам нет никакой возможности. И, наконец, сотрудники Пентагона не обещают открыть крышки ракетных люков на "Огайо", чтобы наши спецы убедились: да, в четырех шахтах не "Трайденты", а "Томагавки".
Американцы требуют от нас верить им на слово. А это крайне сложно. Одна только пробирка с "сибирской язвой" в руках главы Госдепартамента Колина Пауэлла на заседании Совета Безопасности ООН, которая стала поводом для агрессии США против Ирака в 2003 году, чего стоит?
Вызывает у нас вопросы и переоборудование американских стратегических бомбардировщиков В-1В из носителей ядерных ракет в механизмы, оснащенные крылатыми ракетами без ядерных боевых блоков. По словам Вашингтона, носителями крылатых ракет с ядерными боеголовками и ядерных бомб у них остаются только 44 В-52Н и 16 В-2А, который имеет статус двойного назначения — ядерного и безъядерного. Но проверить эти утверждения опять же невозможно. По тем же причинам, на которые я указывал выше. И еще потому, что не ясно, как у В-1В устроено так, что ядерную крылатую ракету эта машина применять не сможет.
Препятствия в посещении российскими инспекторами американских ядерных баз выглядят особенно вызывающе, притом что 27 декабря 2019 года мы пригласили американских специалистов, как требовал от нас Договор СНВ-3, в поселок Ясный Оренбургской области, в 13-ю ракетную дивизию на постановку на боевое дежурство первого полка с ракетой УР-100Н УТТХ с гиперзвуковым боевым планирующим блоком "Авангард". 17 декабря 2022 года, когда РФ в том же гарнизоне ставила на боевое дежурство второй полк, оснащенный гиперзвуковым блоком "Авангард", американцев уже не было. Видимо, не пригласим и когда будем ставить на боевое дежурство в Ужурском гарнизоне Красноярского края самую мощную в мире ракету РС-28 "Сармат". И это, на мой взгляд, теперь уже логично — именно они загнали проблемы стратегической стабильности в тупик и не соблюдают требований Договора СНВ-3. Почему в таком случае мы должны их соблюдать?!
"Томагавки" растут на земле
Аналогичная история с попытками по стратегическим вооружениям ранее уже происходила и с ракетами средней дальности.
Как помнят специалисты, Договор 1987 года о ликвидации ракет средней и меньшей дальности, подписанный между США и СССР, преемницей которого стала Россия, запрещал баллистические и крылатые ракеты с дальностью действия от 500 до 5 500 км, развернутые на земле. Но не затрагивал подобное оружие (а именно крылатые ракеты большой дальности "Томагавк"), летающее на расстояние в 2 500 км, размещенное на кораблях. Чем и воспользовались американцы, установив их на эсминцах УРО класса Arleigh Burke в пусковых установках Мк 41 системы противоракетной обороны Aegis, где могут помещаться также и противоракеты SM-2 и SM-3. На каждом подобном эсминце, а их у США около 100, размещены в носовых и кормовых ячейках до шести десятков "Томагавков", или SS-66.
12 мая 2016 года в местечке Девиселу (Румыния) США ввели в действие систему противоракетной обороны Aegis Ashore с пусковыми стаканами Мк 41, в которых, как они утверждали, будут стоять противоракеты SM-3, практически такие же, как на эсминцах класса УРО Arleigh Burke. В тот же день рядом с поселком Редзиково (Польша) было начато строительство второго европейского комплекса ПРО Aegis Ashore с теми же самыми пусковыми стаканами Мк 41, в которых, как и на эсминцах, можно разместить как противоракеты SM-3, так и крылатые ракеты большой дальности "Томагавк". Замечание российской стороны о том, что эти системы грубо нарушают Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности, так как "Томагавки" летают на запрещенную соглашением дальность, были Вашингтоном демонстративно проигнорированы.
В Госдепе и Пентагоне утверждали, что сухопутный комплекс Aegis, в отличие от морского, никогда не испытывался на применение "Томагавков" и претензии Москвы не имеют к пусковым в Девиселу и Редзиково никакого отношения. Там "Томагавков" нет.
Наше предложение показать нам, что это так, было отвергнуто. Но, видимо, в ответ на претензии РФ Aegis в Европе американцы придрались к нашей крылатой ракете оперативно-тактического комплекса "Искандер-М" 9К729 (или SSC-X-8 "Новатор"), утверждая, что она летает дальше разрешенных 500 км. Утверждения российской стороны, что это не так, даже с публичной демонстрацией ракеты всем желающим, США не убедили, и в 2019 году они вышли из Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности. Вслед за ними из этого соглашения вышла и Россия.
Самое любопытное в этой истории, на мой взгляд, то, что, во-первых, за несколько месяцев до выхода из ДРСМД США заложили в военный бюджет $60 млн на создание новой ракеты средней дальности, а через пару недель после выхода из соглашения провели испытание пуска "Томагавка" из наземных стаканов Мк 41. Продемонстрировав, и это во-вторых (и самое главное), что сознательно и демонстративно обманывали Россию и мировое сообщество своими универсальными европейскими комплексами ПРО Aegis Ashore, маскируя заверениями и отрицаниями их возможности нанесения ударов по наземным целям.
Сейчас США не скрывают, что создали наземный ракетный комплекс среднего радиуса действия с крылатой ракетой "Томагавк" и собираются разместить его на территории Европы. В руководстве нашего государства уже заявили, что, как только такие ракеты появятся в Старом Свете, Россия тут же разместит свои ракеты среднего радиуса действия на европейской части страны. Переместить "Калибры", добавлю от себя, с кораблей и подводных лодок так же нетрудно, как американцам перекинуть на землю "Томагавки" с эсминцев Arleigh Burke.
Но вряд ли такой расклад понравится европейцам, ведь, по большому счету, Вашингтон превратит их в мишень. Впрочем, пусть сами разбираются с оседлавшими их интересы американцами. Наша задача — не допустить преимущества США в ракетной мощи. И мы это сделаем. Как делали всегда.