Одной из важнейших тем послания президента РФ Федеральному собранию в минувшем году стало создание благоприятной бизнес-среды. В том числе Владимир Путин пообещал деловым кругам на четыре года зафиксировать налоговый режим, обезопасив бизнес от повышения действующих ставок и введения новых налогов. Несмотря на то, что за новогодние праздники экономическая конъюнктура не улучшилась и бюджету придется изыскивать дополнительные источники доходов, очевидно, что альтернативы у смягчения фискальной политики нет.
Стоит обратить внимание, что еще до оглашения послания, а именно 29 ноября 2014 года президент подписал закон о внесении изменений в Налоговый кодекс РФ. Этим законом вводились такие непопулярные меры, как торговый сбор, а также с 1 января 2015 года установлена обязанность индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, уплачивать налог на имущество по кадастровой стоимости, если объект их собственности включен в реестр.
Также законом установлен новый минимальный срок нахождения в собственности недвижимого имущества для применения в отношении дохода от его реализации в полной сумме дохода - теперь это не три года, а пять лет. Данное изменение коснется доходов физических лиц - инвесторов в недвижимость.
Скорее всего, это связано непосредственно с тем, что в речи президента прозвучала мысль о необходимости на ближайшие четыре года "зафиксировать" действующие налоговые условия и к этому вопросу больше не возвращаться. Не менять их. Таким образом, самые непопулярные изменения в НК РФ уже внесены.
Теперь необходимо более подробно остановиться на обещанных надзорных каникулах, потому что при существующей схеме все будет зависеть от интерпретаций. Здесь главный вопрос, будут ли налоговые органы включены в список органов, которым предпишут как минимум сократить проверки. Если да, то сделать это будет очень непросто.
В налоговых органах действуют отделы предпроверочного анализа, которые проводят анализ деятельности налогоплательщиков на предмет наличия возможных фактов налоговых правонарушений и определяют возможность включения данного налогоплательщика в план выездных налоговых проверок. Целесообразность проведения выездной налоговой проверки и включения налогоплательщика в план таких проверок проверяется вышестоящим налоговым органом. Если в первые годы план проверок формировался на весь год, то теперь формируется на квартал. Есть разработанная концепция по включению налогоплательщиков в план выездных налоговых проверок.
Эту систему придется менять. Но это не все. Проведение камеральной налоговой проверки предусмотрено при сдаче отчетности как факт обязательный. С расширением полномочий налоговых органов данный вид контроля тоже может грозить определенными проблемами и потерей времени. Камеральные проверки тоже планируется отменить?
Также не совсем понятно, что означает "Если в течение трех лет компания не была уличена в нарушениях, то следующие три года проверки можно будет вообще не проводить". Если компания не была уличена, значит, она проверялась? Или нет? Насколько серьезными должны быть эти нарушения? Получается, если один раз что-то нарушил, то теперь все время будут проверять? Тогда точно, совершив одно правонарушение, можно закрываться. Кроме того, выездная налоговая проверка, как правило, проводится за три предшествующих года, соответственно, компанию так и могут проверять каждые три года, то есть каждый год буде проверен, но позже.
Обратимся к части послания, которое касается налоговых каникул. Как сказал президент, "необходимо реализовать уже принятые решения по облегчению налогового бремени", и прежде всего для тех, кто только начинает свою работу. Как и договаривались, для малых предприятий, которые регистрируются впервые, будут предоставлены двухлетние налоговые каникулы. Также льготы получат производства, начинающие с нуля.
Ранее обсуждалось, что льготы получат только индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения или патент. Предоставление льгот юридическим лицам не обсуждалось. Но после слов президента хочется верить в лучшее.
Было бы логично применить обсуждаемые льготы и к юридическим лицам, дать им возможность спокойно работать хотя бы два года. В качестве варианта, удовлетворяющего и государство, и предпринимателей, можно было бы освободить от налогообложения на два года вновь созданные предприятия, которые занимаются строительством, производством, сельским хозяйством. На срок за пределами двух лет определить пониженные ставки налога до достижения определенного уровня дохода. При этом перестать вызывать данных налогоплательщиков на предмет дачи пояснений по наличию убытков.
Также очень болезненным ввиду последних изменений для бизнеса стал налог на имущество. Разумно было бы предоставить льготу для ИП/ЮЛ, которые осуществляли строительство объекта недвижимого имущества, а также приобрели его для использования в предпринимательских целях. Поскольку строительство объекта недвижимости, так же как и его приобретение является процессом очень дорогостоящим, а после его регистрации и приема на учет возникнет обязанность по уплате налога, то освобождение от уплаты налога по кадастровой стоимости на имущество, которое используется в предпринимательских целях, до того момента, как оно выйдет на самоокупаемость, могло бы быть серьезным подспорьем для собственников и арендодателей.
Это ключевые моменты, которые кажутся необходимыми, понятно, что каждый налогоплательщик видит еще много необходимых льгот, но надо хоть с чего-то начать.