12 января 2015, 10:24
Мнение
Крах российских туркомпаний

Туристическая отрасль пошла под откос

В наступившем году многие россияне будут вынуждены изменить своему привычному стилю проведения отпусков

В 2014 году российская туриндустрия пережила беспрецедентно сложный период. В новогодние праздники кто-то предпочел провести отпуск в России, а многие были вынуждены отказаться от поездок.

По данным Российского союза туриндустрии, по некоторым направлениям произошло снижение турпотока на 50-75%. Для сравнения: в кризисный период 2008 года снижение было около 20-25%. За первое полугодие общее количество выезжающих за рубеж россиян составило 21,6 млн человек, а это на 9% меньше того же полугодия 2013 года.

Из неевропейских направлений отрицательную динамику показали Китай, Таиланд, ОАЭ, при этом вырос спрос на Вьетнам, Южную Корею, Турцию, Доминиканскую Республику, Индию, США, Израиль, Тунис и Египет.

Оценивать по приведенным показателям весь сезон невозможно, поскольку кризис в туротрасли начался летом 2014 года, и до сих пор неизвестно, достиг ли он своего критического максимума. Помимо всего прочего, стоит учитывать и то, что в некоторых странах пик туристического сезона приходится на осенние или зимние месяцы. К примеру, в Израиле, несмотря на положительную динамику роста в первом полугодии, итоги года довольно сомнительны, поскольку основная масса туристов приходится на осенне-зимний период.

Несмотря на попытки туроператоров, думаю, что поток туристов в  Европу продолжит снижаться. И причиной тому сумасшедший рост курса евро, а также изменения, которые произойдут в порядке выдачи виз. Во втором полугодии 2015 года для получения шенгенской визы необходимо будет пройти обязательную процедуру дактилоскопии, а учитывая, что далеко не в каждом российском городе есть необходимые туристам консульства, этот факт может существенным образом снизить количество региональных туристов.

Усугубляет ситуацию еще и то, что многие компании не имеют достаточного опыта работы в кризисный период. Турфирмы бронируют места в отелях и у авиаперевозчиков, не проводя при этом анализа реальных потребностей туристов. 

Что касается чартеров, то в настоящий момент туроператоры стараются снизить их количество и пересадить своих туристов на регулярные рейсы, это позволяет значительным образом минимизировать риски.

Еще одним немаловажным фактором для туристического рынка станут поправки к закону "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях усиления ответственности участников туристского рынка и повышения уровня правовой защиты туристов, выезжающих за пределы территории РФ".

В действующем законопроекте имеются статьи, к которым отрасль отнеслась довольно лояльно. К примеру, вполне актуальной является норма обязательной выдачи туристу билетов и брони отеля до начала путешествия. Из закона также исключена формулировка "ненадлежащее исполнение туроператором своих обязательств", которая на данный момент является двусмысленной.

Однако к законопроекту предлагаются поправки, которые вызывают настороженность у участников туристического рынка и, более того, могут усугубить и так обостренную ситуацию. В основном это касается той части законопроекта, которая увеличивает финансовую нагрузку на турбизнес. После принятия поправок туроператоры должны будут формировать два фонда - резервный и персональный. Резервный - это обновленное название компенсационного фонда. Вступительный взнос в него составит 100 тыс. руб. от каждого туроператора по выездному туризму, а также в зависимости от объемов турфирмы должны будут осуществлять ежегодные фиксированные взносы в сумме от 100 тыс. до 500 тыс. руб. Фонд персональной ответственности будет рассчитан на экстренную помощь туристам конкретного туроператора, а резервный фонд будут использовать в тех случаях, когда возникнет нехватка средств фонда персональной ответственности.

Также в 2015 году планируется увеличить размер финансового обеспечения ответственности туроператора в сфере выездного туризма до 3%, а с 2016 года - до 5% от общей годовой цены турпродукта в сфере выездного туризма за год, предшествующий отчетному, но не менее 50 млн руб. - для туроператоров, действующих в сфере выездного туризма.

То есть, чтобы войти в реестр, туроператору по выездному туризму необходимо иметь на счету как минимум 30 млн руб. и застраховать ответственность на сумму не менее 50 млн руб. Данный факт может резко повысить порог входа на туристический рынок для новых компаний, а действующим участникам помешает в развитии. 

Несмотря на банкротство нескольких туроператоров, предстоящие новогодние праздники всколыхнули интерес жителей России к горнолыжному туризму. Однако в связи с резким падением курса национальной валюты предпочтения россиян изменились и возрос интерес к российскому горнолыжному туризму. Вместо привычных Альп туристы выбирают Сочи, где, по прогнозам экспертов, этой зимой планируется настоящий аншлаг. Помимо Сочи возможно увеличение турпотока на туристических базах Сибири и Поволжья. Сложившаяся экономическая ситуация может послужить реальным шансом для отечественных курортов.

Что же касается организации путешествия, то по-прежнему наблюдается сокращение количества людей, пользующихся услугами посредников. А все большая часть потенциальных клиентов турфирм самостоятельно организует свою поездку.