В 2015 году Абхазия и Южная Осетия вступили с обновленными, хотя и в различной степени, властными структурами, с подписанными или почти готовыми к подписанию новыми договорами с Россией, с надеждами, которые могут как оправдаться, так и рухнуть.
В более выигрышном положении находится Абхазия: в республике прошли внеочередные президентские выборы, на которых убедительную победу одержал Рауль Хаджимба. Расчищая авгиевы конюшни старой власти, Хаджимба пытается консолидировать здоровые силы абхазского общества, не отталкивая вчерашних недоброжелателей и сохраняя симпатии сторонников. Попытка создать и сплотить новую оппозицию на базе неприятия проекта договора между Абхазией и Российской Федерацией хотя и была достаточно опасной, не могла увенчаться успехом. Любому непредвзятому наблюдателю ясно, что договор соответствует в первую очередь интересам Абхазии. Более того, абхазской политической элите удалось путем достаточно непростого торга добиться от Москвы целого ряда уступок по некоторым пунктам договора. Соответственно, если новая абхазская власть не допустит неожиданных грубых ошибок, у нее есть все основания надеяться на долголетие и стабильность.
Более сложная ситуация наблюдается в Южной Осетии. Просматривается обусловленная хаотичными кадровыми назначениями разобщенность элиты. На фоне достаточно пассивного президента Леонида Тибилова далеко не последнюю роль играет его ближайшее окружение. Пассивен и МИД республики. Только улыбку могут вызвать слова лояльного к властям Альберта Джуссоева, считающего, что "за эти два года сделано больше, чем за пять прошлых лет". Как кажется, не только население республики, но и ее московские кураторы считают иначе.
Напомним, что встреча президентов России и Южной Осетии в Сочи 21 мая 2013 года уже оценивалась экспертами как "не принесшая никаких результатов", причем это сразу же вызвало гневную отповедь, а автора такой оценки, усомнившегося в профессионализме южноосетинских руководителей, связали с "определенными силами" и некими "хозяевами". Но факт остается фактом: президент Владимир Путин ни разу не посещал Южную Осетию, в отличие от Абхазии. Это все же о чем-то говорит.
8 июня в Южной Осетии прошли очередные парламентские выборы, еще более осложнившие ситуацию в республиканской власти. С треском провалились бывшая правящая партия "Единство" (набрала на прошлых выборах 46,38%, а на этих даже не преодолела семипроцентный барьер, получив 5,78%) и коммунисты (22,25% на прошлых выборах, 4,22% на этих), не прошел в парламент амбициозный министр иностранных дел Дмитрий Санакоев со своей партией "Новая Осетия" (6,01%), гораздо меньше голосов набрали все еще ориентированные на бывшего президента народники (9,08% вместо 22,58% на прошлых выборах). Фаворитом выборов стала партия "Единая Осетия" неудавшегося кандидата на президентский пост Анатолия Бибилова (43,1%), программа которой ограничивалась одним пунктом: скорейшее вхождение Южной Осетии в состав Российской Федерации. При этом явка на голосовании была необычно невысокой - 60,14%. В любом случае итоги выборов еще более осложнили жизнь действующей власти.
Несмотря на то что очередные президентские выборы в Южной Осетии намечены на 2017 год, основные политические силы республики уже готовятся к началу предвыборной борьбы. Это объясняется двумя факторами: слабой структурированностью политического поля Южной Осетии, основательно зачищенного в период выборов 2011-2012 годов и после, а также периодически возникающими слухами о досрочном уходе Тибилова с поста президента. Годы, прошедшие с его избрания, продемонстрировали неспособность нового президента к самостоятельным действиям, его зависимость не только от Москвы (что не вызвало бы отторжения в обществе), но и от своих "приближенных", которые, по сути, реально правят республикой. Президент не стал консолидирующей силой, не создал своей команды, не в состоянии самостоятельно решить вопрос об отставке или назначении того или иного министра. В итоге многие назревшие и ожидаемые отставки и назначения либо так и не случаются, либо происходят слишком поздно (для интересов дела), негативно влияя на и без того низкий рейтинг президента. В частности, давно назрела и давно ожидается отставка нынешнего министра иностранных дел Давида Санакоева, фактически развалившего работу министерства. Ко всему этому добавился "слив" Санакоевым в СМИ 17 января проекта договора, подготовленного политсоветом при президенте Республики Южная Осетия вопреки воле главы государства.
В настоящий момент можно выделить несколько группировок, намеренных, вероятно, принять участие в предвыборной борьбе. Скорее всего, структурирование этих группировок в политические силы и реальная предвыборная борьба начнутся в конце зимы - начале весны 2015 года. Во-первых, это группа, ориентированная на президента, главу его администрации Чочиева и его окружение. Тибилов уже заявил о своем намерении остаться на посту президента и на второй срок. Фигура, способная стать ему заменой, пока не просматривается.
Вторая группировка явно возлагает надежды на нынешнего спикера парламента Анатолия Бибилова, также не скрывающего своих президентских амбиций. Бибилов пришел в парламент на лозунге вхождения в состав России (для чего, как говорилось, понадобится "пять шагов"). Активное участие в обсуждение проекта нового договора Республики Южная Осетия с Российской Федерацией дало ему возможность вновь оседлать тему вхождения в состав России. Сформированной команды у Бибилова пока нет, но, заняв оппозиционную нишу, он может попытаться консолидировать вокруг себя других политиков.
В целом в Южной Осетии есть спрос на новые и молодые лица в большой политике, а среди местного социума наблюдается явное недовольство как властью, так и республиканской политической элитой.
В конце года проблематика Южной Осетии актуализировалась, но связано это оказалось не с процессами, идущими в республике, а с подготовкой нового договора Республики Южная Осетия с Российской Федерацией. Напомню, что 24 ноября был подписан соответствующий договор Абхазии и России, теперь пришло время Южной Осетии. Как обещано, договор будет подготовлен к концу января - февралю 2015 года. Очевидно, по своим параметрам договор "О союзничестве и интеграции" России и Южной Осетии будет заметно отличаться от договора "О союзничестве и стратегическом партнерстве" между Россией и Абхазией. По отношению к Южной Осетии речь идет не только об открытии границы между двумя странами для свободного перемещения людей и грузов (хотя это здесь принципиально важно!) и об унификации социальных стандартов, но и о реальном объединении структур, в первую очередь силовых. В то же время, и это постоянно подчеркивается, договор не несет в себе угрозы положениям конституции Южной Осетии, то есть сохраняет суверенитет и независимость республики.
Конечно, к интеграции с Россией отношение в Абхазии и Южной Осетии различно, в Цхинвале сложно найти противника интеграционных процессов. У республики, что предопределено ее географическим положением, всего один внешнеполитический вектор. Но недовольные нашлись и здесь, а по мнению некоторых политиков и представителей НПО-сектора, такой договор просто не нужен, так как интеграция двух стран и без того зашла далеко, а безопасность республики вполне обеспечивается уже имеющимися соглашениями. С этим можно было бы согласиться, но значение такого договора видится нам в другом: он введет уже идущие и даже завершившиеся процессы в правовые рамки, юридически зафиксирует сформировавшиеся отношения, определит параметры интеграции, поставит предел безответственности, когда все делается "по факту", а не по закону. В этом отношении договор действительно необходим.
Ничего, кроме иронии, не может вызвать попытка предсказать появление в республике "антироссийских настроений" в связи со статьей договора, предполагающей упрощенный характер получения гражданства обеих стран. Можно подумать, что "полмиллиона граждан России" в массовом порядке ринутся получать гражданство крошечной республики, где нет работы, почти отсутствует инфраструктура и даже фрукты и овощи завозят с Северного Кавказа. Такие опасения, мягко говоря, надуманны. Южная Осетия при всех своих красотах все же не приморская курортная Абхазия.
Конечно, новый договор между Россией и Южной Осетией, как и уже подписанный договор между Россией и Абхазией, вызовет и уже вызывает настоящую истерику в Тбилиси (хотя эта истерика носит, как нам кажется, несколько показушно-демонстративный характер) и у западных "кураторов" Грузии. В Москве на это не обращали и не будут обращать внимания. В Тбилиси никак не могут смириться с фактом, что для России Абхазия и Южная Осетия - это не "фрагменты" Грузинской ССР, а признанные независимые государства, имеющие право самостоятельно определять свою судьбу. Кто-то выбирает мифическое "ассоциированное членство" с Евросоюзом, кто-то - интеграцию и союз с Россией.
Можно надеяться, что Абхазия и Южная Осетия выйдут из испытаний 2014 года закалившимися и набравшимися сил, а 2015 год станет для них годом стабильности и благополучия. И договоры, заключенные и заключаемые этими республиками с Россией, должны быть тому веской гарантией.