С 1 июля 2015 года вступит в силу принятый Госдумой в пошлом году Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)". Он довольно продолжительное время находился на рассмотрении, обсуждении и ранее ожидалось его вступление в силу только в 2016 году. Перенос даты на более раннюю связан со сложной экономической ситуацией и рассматривается как антикризисная мера. Но однозначно оценить воздействие данного закона не представляется возможным.
С одной стороны, в условиях меняющейся экономической ситуации и растущей закредитованности населения институт банкротства физических лиц поможет снять социальную напряженность. У заемщиков, действительно попавших в трудную ситуацию, появится надежда решить свои проблемы. Данный закон актуален для всех заемщиков, попавших в трудную жизненную ситуацию и не имеющих возможности самостоятельно из нее выйти. В данном случае вид кредита/займа играет второстепенную роль – в зависимости от конкретных обстоятельств, процедура банкротства может понадобиться и человеку, оформившему несколько кредитных банковских карт, и заемщику, который приобрел жилье в ипотеку.
С другой стороны, как показывает мировая практика, сам факт принятия данного закона может спровоцировать рост невозвратных долгов. Некоторые вполне платежеспособные заемщики, узнав о существовании такого закона, но, не разобравшись в его тонкостях, могут перестать платить по кредитам и займам, в надежде, что их долги будут прощены. Однако использовать данный механизм для списания долга без реальных к тому оснований вряд ли получится, поэтому большого числа лжебанкротств ожидать не стоит. И снижение уровня возвратов – временный эффект. После того, как появится первая судебная практика по банкротству физлиц, и граждане поймут, что процедура банкротства – это не кредитная амнистия, а трудоемкий, долгий и не очень приятный процесс, количество неплатежей нормализуется.
В соответствии с принятыми Госдумой поправками, заемщик может подать в суд на собственное банкротство, если сумма долга превышает 500 тыс. руб., а просроченная задолженность составляет не менее трех месяцев и он считает, что не сможет обсуживать свой долг. При этом он обязан предоставить в суд в том числе список своих кредиторов, опись своего имущества, информацию о доходах, уплаченных налогах за предыдущие 3 года, отчет о сделках с недвижимостью и другим имуществом стоимостью выше 300 тыс. руб., если такие были также за предыдущие 3 года. Следует отметить, если суд посчитает, что подача должником заявления о банкротстве не обоснована и не доказана его неплатежеспособность, то суд откажет в рассмотрении заявления.
К заявлению заемщика (если он имеет источник дохода, ранее не был банкротом и не судим) также может быть приложен план реструктуризации его долгов, копии которого направляются кредиторам и иным лицам, участвующим в деле о банкротстве. При отсутствии возражений кредиторов суд может утвердить план погашения долгов, что является основанием для приостановления производства по делу о банкротстве на срок не более чем три месяца. Но суд также вправе и изменить план погашения долгов, в том числе увеличить или уменьшить срок его осуществления, размеры сумм, ежемесячно оставляемых должнику и членам его семьи для обеспечения их жизнедеятельности. В том случае, если в результате выполнения должником плана погашения долгов требования кредиторов погашены в полном объеме, производство по делу о банкротстве подлежит прекращению.
Следует отметить еще один важный момент - появление института банкротства физических лиц приведет к снижению доступности необеспеченных кредитов и займов. Финансовые учреждения будут учитывать риск банкротства физического лица и отдавать предпочтения потребительским займам под залог или поручительство.