Когда президент США Джо Байден встречался на прошлой неделе в Варшаве с руководителями стран Центральной и Восточной Европы — так называемой Бухарестской девятки, — Венгрию там представляла президент Каталин Новак. Хотя по всем правилам должен был быть премьер-министр Виктор Орбан, считающийся национальным лидером, возглавляющий правящую партию и обладающий всей полнотой власти в стране. Его решение не ехать в столицу Польши на встречу с Байденом стало очередным напоминанием о том, сколь непростыми являются сейчас отношения между Венгрией и Соединенными Штатами.
При этом буквально за день до варшавского саммита Орбан встретился с депутатами из правящей партийной коалиции в преддверии весенней сессии парламента и заявил, что считает своими политическими противниками всех тех, кто поддерживает разрешение конфликта на Украине военным путем. По словам премьера, к ним принадлежат "выступающие за войну администрация Байдена, брюссельские бюрократы, а также левые партии", получавшие деньги от американцев. И с ними правительству Венгрии предстоит вести борьбу. Вот так — ни больше ни меньше. А ведь формально речь идет о союзниках по НАТО, участниках евроатлантического сообщества.
На протяжении последних лет мне довелось наблюдать за отношениями между США и Венгрией с той стороны океана, а теперь представилась возможность посмотреть на них с венгерской стороны. Могу с уверенность сказать, что такими плохими, как сейчас, они не были с тех пор, как Венгрия распрощалась с коммунизмом. Или, как говорят сами венгры, со времени "смены системы", то есть с конца 1980-х годов.
Без иллюзий
Отношения между Венгрией и США во многом персонифицированы и замыкаются на двух сильных политических фигурах — Орбане и Байдене, явно не желающих поступаться принципами и делать шаги навстречу друг другу. Американцев уже давно пугают заявления венгерского премьера о намерении строить у себя в стране "нелиберальную демократию" и защищать традиционные консервативные ценности, подвергшиеся на Западе фундаментальному пересмотру. Вдобавок серьезные подозрения возникли у них по поводу "восточной политики" Орбана, которого не раз называли в печати "троянским конем" Москвы и Пекина.
В декабре 2021 года он оказался единственным из лидеров стран Евросоюза, кого Байден не пригласил на виртуальный Саммит за демократию, организованный Белым домом. В определенной степени это можно считать маленькой местью со стороны президента-демократа за то, что годом ранее Орбан открыто поддержал во время предвыборной кампании в США его соперника — республиканца Дональда Трампа. Кстати, когда Байден уже занял президентское кресло, глава венгерского МИД Петер Сийярто заявил в интервью телекомпании Fox, что при Трампе отношения между двумя странами переживали лучший период в своей истории. И это тоже была не просто констатация факта, а своего рода политический выпад в адрес нынешней американской администрации.
Сейчас в будапештских дипломатических кругах поговаривают, что венгерское руководство мечтает о победе республиканского кандидата на президентских выборах в 2024 году. Однако ставка делается уже не на Трампа, а на губернатора штата Флорида Рона Десантиса, который, как полагают его соратники, может стать новым лицом Великой старой партии. Для подобных мечтаний у Орбана есть все основания. В Будапеште накопилось немало претензий к Вашингтону, включая попытки вмешательства во внутренние дела и поддержку политической оппозиции.
Конфликт на Украине сделал отношения между двумя странами еще более натянутыми, если не сказать скверными. Соединенным Штатам откровенно не нравится самостоятельная позиция Венгрии, которая отказалась поставлять вооружения украинской армии и выступает против антироссийских санкций. Венгерское руководство не скрывает, что на него оказывают "усиливающееся давление" и пытаются "втянуть в военные действия".
На обвинения в свой адрес Орбан отвечает, что руководствуется национальными интересами, не хочет подвергать венгров угрозе и заботится об энергетической безопасности страны. При этом он подтверждает свою приверженность союзническим обязательствам в рамках ЕС и НАТО и дает понять, что Венгрия не мыслит себя вне евроатлантического сообщества. Тем не менее на какое-то улучшение американо-венгерских отношений при Байдене стороны, похоже, уже не рассчитывают.
Человек прессы
Выступая 18 февраля с большой речью о приоритетах своего правительства, Орбан вскользь затронул отношения с Соединенными Штатами, забавно обыграв при этом фамилии американских послов в Будапеште. Как заявил премьер, если когда-то госсекретарь США Хиллари Клинтон прислала сюда своего "хорошего друга" Эндрю Гудфренда, то теперь приехал "человек прессы" — Дэвид Прессман. Намек на излишнюю и далеко не дипломатичную активность американского дипломата в печати и соцсетях был абсолютно прозрачен и не требовал пояснений.
Прессман, прибывший в сентябре прошлого года в Будапешт со своим партнером и двумя усыновленными детьми (тоже своего рода жест со стороны США), уже не раз нарывался на публичные замечания венгерского МИД. Еще на слушаниях по утверждению его кандидатуры в американском Сенате он заявил, что "Венгрия — угасающая демократия и необходимо противодействовать российскому влиянию на венгерское правительство". После этого его встречали в Будапеште — вопреки протоколу — не на уровне заместителя министра, а на уровне начальника департамента. Правда, Сийярто вскоре пригласил его — тоже не по протоколу, но вполне по-дружески — в японский ресторан.
Как бы то ни было, недавно тому же Сийярто пришлось напомнить Прессману, что "послов направляют для того, чтобы они работали над улучшением двусторонних отношений на основе взаимного уважения, а не для того, чтобы они учили других, как им следует жить". Посол — "не наместник и не генерал-губернатор", и в его задачи не входит давать оценку внутриполитическим процессам в суверенном государстве, сказал министр. Пройти небольшой ликбез американскому дипломату пришлось после того, как он попытался публично упрекнуть венгерское правительство в том, что оно призывает к миру на Украине, но при этом якобы проводит политику, выгодную России.
На заявления Прессмана были вынуждены откликаться и российские дипломаты. В октябре 2022 года посол РФ в Венгрии Евгений Станиславов выразил несогласие с его мнением о том, что Украине придет конец, если она прекратит военные действия. Если Украина перестанет воевать, то конец придет лишь одноименному "американскому проекту", отметил Станиславов в комментарии на сайте посольства.
А уже в январе посольству России пришлось прореагировать на высказывания посла США и в адрес президента РФ Владимира Путина. Прессман выступал в Будапеште на публичном мероприятии, посвященном 45-й годовщине возвращения в Венгрию короны венгерских королей (реликвия в конце Второй мировой войны оказалась в руках американцев, хранилась вместе с золотым запасом США на военной базе Форт-Нокс и была возвращена на родину лишь в 1978 году). В своем выступлении посол вновь затронул конфликт на Украине и назвал Путина человеком, который цепляется за прошлое и якобы хочет навязать украинцам старую "жестокую систему" правления. Назвав их "возмутительным нарушением основ дипломатического протокола и практики", российские дипломаты посоветовали коллеге "восполнить дефицит профессионализма" и для этого ознакомиться с книгой патриарха американской внешней политики Генри Киссинджера, которая так и называется — "Дипломатия". На всякий случай сотрудники посольства указали адрес интернет-магазина в Венгрии, где можно купить эту книгу.
Рискованная инициатива
Прессман считается протеже Саманты Пауэр — бывшего постпреда США при ООН, а ныне директора Агентства по международному развитию (АМР). В свое время она привела его в аппарат Белого дома, потом сделала своим заместителем в штаб-квартире Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке, а теперь, судя по всему, он с ее же подачи возглавляет американское посольство в Будапеште. Недавно она навещала его в венгерской столице и встречалась здесь не только с членами венгерского правительства, в том числе министрами юстиции и обороны, но и представителями общественных и правозащитных организаций. Пауэр объявила, что АМР приступает в Венгрии к "новым инициативам" в целях укрепления независимых СМИ, борьбы с коррупцией и развития гражданского общества.
Эксперт из консервативной вашингтонской исследовательской организации Heritage Foundation Майк Гонсалес высказался в своем Twitter по этому поводу однозначно: "Администрация Байдена пытается дестабилизировать союзника по НАТО".
АМР не работало в Венгрии с 1999 года, но в прошлом году решило вернуться. Не только для Венгрии, но и для других стран Центральной и Восточной Европы подготовлена обширная программа в целях укрепления демократии, а также борьбы с российским влиянием. По сведениям газеты Hungary Today, средства на нее будут выделяться вместе с деньгами из различных американских фондов, включая Open Society Foundations и Rockefeller Foundation. "АМР финансирует бесчисленные благотворительные и социальные проекты по всему миру, борясь с бедностью и неравенством. Однако в том виде, как это задумано в Центральной и Восточной Европе, это явно приобретает политическую направленность", — отмечает издание. По его мнению, с учетом существующих разногласий между двумя странами правительство Венгрии наверняка "будет расценивать инициативу АМР как стремление создать сеть доверенных лиц с целью повлиять на избирательные процессы в стране". "Во времена, когда против венгерской оппозиции начато расследование в связи с незаконным получением денег на избирательную кампанию из американских источников, такой шаг может еще больше отдалить Будапешт и Вашингтон друг от друга", — предупреждает Hungary Today.
Деньги для МММ
Расследование, которое упоминает газета, идет уже не первый месяц. Занимается им по поручению депутатов парламента Национальный информационный центр (НИЦ) — разведывательная служба Венгрии, возглавляемая бригадным генералом Золтаном Андрашем Ковачем. Недавно в своем письме на имя председателя парламентского комитета по вопросам национальной безопасности Золтана Шаша он сообщил, что речь может идти о нарушении законов, запрещающих финансирование предвыборных кампаний из-за рубежа. Правящая партия "ФИДЕС — Венгерский гражданский союз" уже заявила, что рассматривает такие действия как вмешательство во внутренние дела и нарушение государственного суверенитета.
В документе, подготовленном НИЦ, отмечается, что основная часть средств была переведена из США и Швейцарии политическому движению Mindenki Magyarorszaga Mozgalom — MMM ("Венгрия для всех"), созданному кандидатом на пост премьера от коалиции оппозиционных партий Петером Марки-Заем. Деньги поступали также связанным с ним консультационным компаниям, в частности фирме Oraculum 2020. Как показало расследование, общая сумма пожертвований превысила 4 млрд форинтов (около $11,3 млн). С марта по июль прошлого года было осуществлено 13 транзакций.
Основным спонсором венгерской оппозиции называется американский фонд Action for Democracy, связанный с финансистом венгерского происхождения Джорджем Соросом. Ранее Марки-Зай публично признал, что получал от него средства на свою кампанию. Чуть позже выяснилось, что деньги на эти цели поступали также от некого фонда из Швейцарии. Расследование скандала, получившего в местной печати название "Левые партии за доллары США", продолжается, и НИЦ намерен передать свои материалы в контрольные органы — Государственное аудиторское управление и Национальное налоговое и таможенное управление Венгрии.
Не исключено, что дело дойдет до суда. Но вряд ли финансирование венгерской оппозиции из-за рубежа после этого прекратится. Наверняка найдутся новые фонды. И перспектив улучшения отношений между двумя странами не просматривается — во всяком случае при нынешней расстановке политических сил.
Следующие парламентские выборы в Венгрии должны состояться в 2026 году. Президентские выборы в США запланированы гораздо раньше — в ноябре 2024-го.