Вера и политика: конфликт вокруг Киево-Печерской лавры вступил в заключительную фазу
Андрей Низамутдинов — о стремлении киевских правителей уничтожить одну из последних опор культурных, идейных и духовных связей народов Украины и России
Киево-Печерская лавра, чья история насчитывает без малого тысячу лет, переживает острейший кризис: 30 марта наступил срок, когда священнослужители и монахи канонической Украинской православной церкви (УПЦ) обязаны покинуть монастырь согласно предписанию руководства историко-культурного заповедника, на территории которого и находится обитель. Монастырская братия это предписание исполнять отказалась и обратилась с иском в суд. Тем временем раскольническая Православная церковь Украины (ПЦУ) назначила собственного "наместника" лавры. Если судить по этим признакам, то происходит то ли спор хозяйствующих субъектов, то ли религиозный диспут. Но на самом деле все упирается в политику, точнее говоря — в неумное стремление нынешних киевских правителей уничтожить одну из последних опор культурных, идейных и духовных связей народов Украины и России.
По пути предшественников
Современный церковный раскол на Украине ведет отсчет с начала 1990-х, когда амбициозный митрополит Филарет (Денисенко), возглавлявший в ту пору Украинскую православную церковь Московского патриархата, решил добиться полной автокефалии, но был лишен сана и предан анафеме. Тогда при поддержке украинских властей он создал и зарегистрировал Киевский патриархат (КП). Примерно в то же время возобновилась деятельность Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ), существовавшей с 1917 по 1930 год, когда она объявила о самороспуске.
Вялотекущий разлад продолжался полтора десятка лет: власти в силу политических причин поддерживали, хотя и не слишком активно, раскольнические УПЦ КП и УАПЦ, тогда как верующие предпочитали каноническую УПЦ. Исключением был недолгий период правления Виктора Януковича, который был последователем УПЦ. Кстати, именно при Януковиче распоряжением правительства Украины 79 объектов Нижней лавры были переданы в безвозмездное бессрочное пользование монастырю.
Петр Порошенко, сменивший Януковича вскоре после майданного переворота 2014 года, оказался гораздо настырнее предшественников в вопросе гонений на традиционное православие. Во многом именно его стараниями в результате объединения УПЦ КП и УАПЦ была создана Православная церковь Украины (ПЦУ). И именно он добился того, что ПЦУ в январе 2019 года получила от Константинопольского патриархата статус автокефальной церкви. Так что Порошенко с полным основанием записал в свой актив создание ПЦУ, "духовно и административно независимой от Москвы, от страны-агрессора", и гордо пошел на перевыборы под лозунгом "Армiя, мова, вiра". Однако проиграл Владимиру Зеленскому, в поддержку которого, кстати, выступила каноническая УПЦ.
Надо полагать, иерархи церкви рассчитывали, что новый президент защитит ее от гонений и притеснений, которым УПЦ и ее прихожане подвергались при Порошенко. Увы, эти расчеты не оправдались, как не оправдались и надежды миллионов верующих и неверующих украинцев, которым Зеленский перед выборами обещал мир в Донбассе, восстановление статуса русского языка и защиту свободы вероисповедания. Наоборот, преследования УПЦ только усилились, у нее отбирали приходы и монастыри, а священнослужителей и монахов всеми правдами и неправдами толкали к переходу в ПЦУ.
"Пособники Москвы"
Вскоре после начала российской специальной военной операции собор УПЦ внес в устав церкви изменения, которые означали ее фактический разрыв с Московским патриархатом. Однако от преследований это не защитило: в глазах власти УПЦ осталась "агентом влияния Кремля". На протяжении минувшего года Служба безопасности Украины (СБУ) неоднократно устраивала рейды и проводила обыски в храмах и монастырях, пытаясь выявить "пособников Москвы" и привлечь их к ответственности за "измену родине". Безусловно, эта обстановка террора и репрессий способствовала появлению смуты и среди священнослужителей, и среди их паствы. По словам моего знакомого из Киева, некоторая часть прихожан решила перейти под эгиду ПЦУ. Еще больше оказалось тех, кто предпочел на время отказаться от визитов в церковь, чтобы не привлекать к себе внимание спецслужб и не подвергаться нападкам и угрозам со стороны националистических группировок, члены которых открыто терроризируют "неправильных" верующих.
Кампания гонений на УПЦ, начавшаяся при Порошенко, при Зеленском достигла своего апогея. Под прицелом власти оказались главные святыни православия на Украине: Киево-Печерская и Почаевская лавры, а также Спасо-Преображенский собор XI века в Чернигове.
Указали на выход
Эти объекты имеют статус памятников истории и архитектуры и находятся в государственной собственности, что, впрочем, не исключает их использования по прямому назначению. В частности, в Киеве монастырь УПЦ располагается в Нижней лавре, тогда как Верхняя лавра находится в ведении историко-культурного заповедника. До конца 2022 года в аренде у УПЦ находились также Успенский собор и Трапезная церковь, расположенные в Верхней лавре. Но руководство заповедника отказалось продлить с УПЦ договоры пользования, и с 1 января 2023 года доступ в эти храмы для ее священнослужителей оказался закрыт. Службы на Рождество и Крещение в этом году в Успенском храме впервые провела ПЦУ.
Дальше — больше: 10 марта дирекция заповедника "Киево-Печерская лавра" заявила о расторжении бессрочной аренды с УПЦ и предписала монахам покинуть монастырь до 30 марта. Вслед за этим Министерство культуры Украины создало комиссию для проверки уровня сохранности "культурных ценностей". Ее члены, осмотрев пещеры, где хранятся мощи святых, будто бы выявили целый ряд нарушений при хранении "музейных экспонатов", но при этом Минкульт отказался предать огласке результаты работы комиссии, сославшись на гриф "Для служебного пользования".
В УПЦ не без оснований сочли, что подобная конспирация "может свидетельствовать исключительно о репрессивной цели истории с односторонним расторжением договора, которая имеет целью не заботу о сохранении памятников истории, а откровенную дискриминацию граждан Украины за их религиозные убеждения". Наместник лавры митрополит Павел назвал действия властей незаконными и заявил об отказе братии покидать монастырь. Руководство лавры попыталось также оспорить законность выселения в суде, но, по словам митрополита, трое судей взяли самоотвод, прежде чем иск все же был принят к производству. Кроме того, члены Синода УПЦ во главе с ее предстоятелем митрополитом Онуфрием явились к офису президента Украины в надежде при личной встрече изложить ему свои доводы, но впустую провели несколько часов перед закрытыми дверями: ни сам Зеленский, ни кто-либо из его администрации их так и не принял.
Пока общее внимание было приковано к Киево-Печерской лавре, министр культуры Украины Александр Ткаченко заявил, что власти начинают процесс лишения УПЦ права на пользование Почаевской лаврой и даже собираются завести уголовное дело на наместника монастыря митрополита Почаевского Владимира, который не допустил представителей властей в церковь. Ткаченко добавил, что власти планируют лишить прав на пользование историческими объектами и другие монастыри и организации УПЦ.
А 28 марта сторонники ПЦУ захватили кафедральный собор Рождества Христова в Ивано-Франковске — последний храм УПЦ в Ивано-Франковской области.
Кульминация противостояния
Кризис приблизился к критической точке 29 марта, когда заместитель генерального директора по научной работе заповедника "Киево-Печерская лавра" Константин Крайник заявил, что священнослужители и монахи УПЦ должны до полуночи покинуть монастырь. Глава информационно-просветительского отдела УПЦ митрополит Нежинский и Прилуцкий Климент назвал это требование незаконным и сказал, что выполнять его монахи не будут.
Адвокат монастыря протоиерей Никита Чекман напомнил, что в иске, рассмотрение которого Хозяйственный суд Киева назначил на 26 апреля, указана необходимость запрета на время судебного процесса совершать какие-либо действия, направленные на препятствование деятельности религиозной общины. В ответ директор департамента Минкультуры Марианна Томин заявила, что, несмотря на подачу иска, у представителей УПЦ "нет правовых оснований оставаться в лавре".
Секретарь Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) Украины Алексей Данилов пообещал, что власти не будут насильно изгонять монахов. "Никто никого не собирается вытаскивать оттуда за ноги или [применять] насилие. Все будет согласно действующему законодательству отработано", — сказал он в интервью украинскому изданию "Новое время".
Верующие, пришедшие утром в лавру на молебен, видимо, не слишком поверили этому обещанию, потому что несколько сотен человек решили остаться в монастыре на всю ночь, чтобы помешать выселению монахов.
Тем временем ПЦУ спешно назначила собственного "наместника" Киево-Печерской лавры: им стал архимандрит Авраамий (Лотыш), до того служивший в УПЦ, но затем переметнувшийся к раскольникам.
День завершился двумя видеообращениями. В одном из них президент Зеленский назвал действия властей в отношении Киево-Печерской лавры "еще одним шагом к укреплению духовной независимости государства" и объяснил их необходимостью защиты общества от "московских манипуляторов религией". Заодно он охарактеризовал Украину как "территорию самой большой религиозной свободы" в данной части Европы.
В другом обращении, адресованном непосредственно Зеленскому, наместник лавры митрополит Павел пригрозил президенту небесной карой за изгнание служителей лавры: "Говорю вам и вашей своре, что наши слезы не упадут на землю, они упадут вам на голову. Вы думаете, что, войдя во власть на наших спинах, вы можете так поступать? Господь не простит ни вам, ни вашей семье!"
Финал близок
В четверг, 30 марта, утром в лавру прибыли члены комиссии по инвентаризации имущества, однако приступить к работе им не удалось — помешали прихожане, собравшиеся на богослужение. Члены комиссии ушли, пообещав явиться на следующий день, а на территорию лавры зашли вооруженные автоматами полицейские. Усиленные патрули появились и у главного входа на территорию. Были сообщения о появлении автозаков.
Поступающие из Киева сообщения позволяют предположить, что монашеская община УПЦ в лавре доживает последние дни. Не сегодня, так завтра или послезавтра монахов "дожмут" и вынудят покинуть обитель. Весьма вероятно, что к изгнанию подключат не силовиков, состоящих на службе у государства, а членов националистических группировок — такой сценарий уже неоднократно был опробован при захвате многих других приходов УПЦ. А власти потом разведут руками и лицемерно скажут: это не мы, это народ так захотел, а мы же не можем идти против народа.
В пользу такой версии говорит и международная реакция на происходящее вокруг Киево-Печерской лавры, а вернее говоря — ее полное отсутствие. Ну, то есть в поддержку УПЦ выступил ряд православных церквей — Русская, Белорусская, Сербская, Иерусалимская и некоторые другие. Глава католиков Папа Римский Франциск призвал все стороны "уважать религиозные места". Председатель Совета муфтиев России и Духовного управления мусульман РФ муфтий шейх Равиль Гайнутдин назвал происходящее "борьбой сатанистов" с православной церковью.
А вот из официальных международных структур лишь Управление верховного комиссара ООН по правам человека в очередном докладе скромно отметило, что некоторые действия украинских властей по отношению к УПЦ могут носить "дискриминационный характер". Все остальные международные организации и объединения — ЮНЕСКО, Совет Европы, ОБСЕ, Евросоюз — и отдельные государства, чьи лидеры так любят твердить о солидарности с Украиной, не реагируют на происходящее от слова "совсем". Как, впрочем, ранее на протяжении многих лет они не реагировали на обстрелы Донбасса, ущемление прав русскоязычного населения на Украине или факельные шествия националистов в Киеве.
Наместник Киево-Печерской лавры в обращении к Зеленскому сказал: "Вы не смогли остановить одержимого бешенством, злобой и ненавистью министра культуры — значит, он творит все с вашего разрешения. Горе вам. Бойтесь!" Но вот в чем беда: все, что делает сам Зеленский, он делает с позволения и одобрения Запада. И пока Запад устраивает проводимый Киевом политический курс на полный разрыв всех форм и видов отношений и связей с Россией, Зеленский будет этим курсом следовать. Ведь для него гнев Господень гораздо менее страшен, чем возможность лишиться расположения со стороны западных спонсоров и покровителей.