"Красноярский Маресьев": как Григорий Кузьмин бил врага, несмотря ни на что
Дмитрий Хазанов — о летчике, который вопреки боли и трудностям вернулся на фронт
В "Повести о настоящем человеке" Бориса Полевого через историю военного летчика Алексея Маресьева показаны невероятная сила воли, упорство и умение преодолевать боль. Так, в некоторых книгах авиатора Георгия Кузьмина по аналогии называют "красноярским Маресьевым". Кузьмину также ампутировали ступни ног, но он превозмог все трудности и вернулся в строй ВВС. При этом его история случилась раньше, чем у "настоящего человека".
Начало пути
Георгий Кузьмин родился 21 апреля 110 лет назад в селе Нагорное Енисейской губернии (ныне Красноярский край) в бедной крестьянской семье. После смерти отца в 1920 году парню пришлось много работать, но окончить семилетнюю школу в соседнем селе Рыбное удалось. В 16 лет юноша впервые увидел летящий самолет и сделал свой выбор стать летчиком.
После призыва в 1930 году в Красную армию Кузьмин поступил в Вольскую объединенную военную школу летчиков и авиационных техников (окончил через два с половиной года с отличием). Первое же время он работал на технических должностях: три года служил авиатехником в Московском военном округе и примерно столько же в Забайкалье. Принимал участие в советско-японском конфликте на реке Халхин-Гол техником звена в 15-м штурмовом авиаполку. За мужество и отлично выполненную работу был награжден орденом Красного Знамени.
Позднее, окончив Канский аэроклуб (также в Красноярском крае), Георгий Кузьмин поступил в Качинскую военную авиационную школу летчиков им. А.Ф. Мясникова в Крыму, а в 1940 году получил направление на должность командира звена 161-го резервного истребительного авиаполка в Белоруссии, в городе Лепель. Там старший лейтенант Кузьмин и встретил Великую Отечественную войну, летая на устаревшем истребителе И-153 "Чайка".
В строю с первых дней войны
Фактически истребительную авиацию Западного фронта в начале войны некоторое время представляла лишь 43-я истребительная авиадивизия. Хоть 161-й авиаполк и был резервным, но и он ощутил всю мощь фашистского нападения, Кузьмину и его товарищам приходилось драться за двоих, а то и троих. Особенно результативным для старшего лейтенанта Кузьмина стало 27 июня 1941 года: к западу от Витебска он в паре с другим истребителем сбил пикировщик Ju 87, а затем, израсходовав боекомплект, протаранил еще один (тогда сохранив свою машину). За совершенный подвиг Георгий Кузьмин был повторно удостоен ордена Красного Знамени.
Лишившийся самолетов в боях 161-й полк вскоре вывели с фронта, некоторых летчиков, включая Георгия Кузьмина, направили в Курск, где началось формирование 274-го истребительного авиационного полка (иап) и переучивание личного состава на новые истребители МиГ-3. 10 сентября новый полк в составе 11-й смешанной авиадивизии (сад) ВВС Брянского фронта вступил в боевые действия — в небе над Брянском и Карачевым, вскоре ему же довелось принять участие и в обороне Москвы с юга.
Известно, что при штурмовке неприятельских колонн МиГ Кузьмина был сбит, по возвращении в полк ему потребовалась частичная ампутация ступней. Установить же точно, когда это произошло, трудно из-за запутанных записей в документах 274-го иап. В ходе боев полк из 11-й сад переводили в 61-ю, затем в 60-ю авиадивизию, в журнале есть запись об отсутствии связи со штабом ВВС фронта и невозможности передать текущие сведения о ходе боевых действий.
В документах 11-го сад говорится, что 19 сентября капитан Кузьмин не вернулся из боя и его исключили из списков полка. По данным же представления на награждение Кузьмина, этот факт имел место 3 ноября 1941 года, в других источниках указывается 11 и 19 ноября. Отмечу, хоть точная дата и даже месяц неизвестны, но это был 1941 год, а Маресьева сбили в апреле 1942 года, то есть его история случилась позже, чем Георгия Кузьмина. При этом информация о пленении летчика и его побеге, о чем часто писали разные журналисты, вряд ли соответствует действительности, поскольку документально не подтверждается, а скрывать подобное было крайне небезопасно.
Борьба вопреки
Дальнейшие боевые действия 274-й иап продолжил в составе 266-й иад, предварительно переучив летчиков на самолеты Як-7б. Там был и Георгий Кузьмин, который смог восстановиться после операций, научился ходить в специальной обуви и в мае прошел медкомиссию, которая признала его годным к полетам. Так он вернулся в строй, хотя и сильно хромал. Капитан старался не афишировать свои проблемы со здоровьем, и даже многие однополчане не знали о том, что на самом деле совсем недавно пережил летчик.
Немцы 28 июня 1942 года на южном фланге начали второе "генеральное наступление" на Советский Союз. Как и 22 июня 1941 года, мощный удар они собирались нанести на рассвете воскресного утра. Но теперь главными целями вражеских экипажей являлись не советские аэродромы, а опорные пункты, артиллерийские батареи, скопления танков. По замыслу гитлеровских стратегов, Брянский фронт, принявший первый удар, должен был рухнуть за несколько дней — так немцы вышли бы к Воронежу.
28 июня капитан Кузьмин пять раз поднимался в небо, занесено на его боевой счет сбитыми было два Ju 88 (несколько других самолетов группы он заставил хаотично сбросить бомбы), один Bf.110 и два Bf.109 — подобной результативностью за сутки могли похвастаться очень немногие летчики-асы. До 5 июля, когда Кузьмин был представлен к ордену Ленина, он осуществил в составе полка 42 боевых вылета — одинаково успешно выполнял задания по штурмовке, разведке, перехвату неприятельских самолетов.
6 июля 1942 года 274-й иап, не имея исправных самолетов, перестал выполнять боевые задания, но в тыл не отводился. Кузьмина и еще нескольких летчиков перевели в 239-й иап той же дивизии. Позднее личный состав этого полка отправили на станцию Сейма Горьковской области, где летчикам предстояло освоить истребитель Ла-5. Только в начале ноября полк в составе 235-й иад 2-го смешанного авиакорпуса (сак) резерва Ставки ВГК прибыл на Сталинградский фронт.
За время контрнаступления у Волги боевой счет Кузьмина пополнился восемью личными победами.
Прикрывая пятеркой свои войска и встретив 14 самолетов противника, капитан Кузьмин грамотно организовал воздушный бой, в результате которого было сбито шесть вражеских самолетов, из которых два — лично ведущим
Не менее важной, чем умение метко стрелять, была хорошая штурманская подготовка. Так в ходе наступления под Сталинградом пропала связь с кавалеристами. При пасмурной погоде Кузьмин смог обнаружить местоположение советской кавалерии в районе Котельниково, сбросил конникам вымпел и тем самым помог скоординировать дальнейшие совместные действия танкистов, пехотинцев и кавалеристов.
Участвует в Великой Отечественной войне с первого ее дня, смелый летчик-истребитель, отлично владеющий техникой пилотирования. За время боевой работы совершил 270 боевых вылетов… провел 90 воздушных боев, в которых лично сбил 15 самолетов противника и 6 в групповом воздушном бою… Будучи командиром эскадрильи, правильно сумел организовать боевую работу подразделения. В результате этого эскадрилья только на Сталинградском и Южном фронтах сбила 27 самолетов противника
Вскоре Георгий Кузьмин был переведен в 9-й гвардейский полк (так называемый полк асов), назначен командиром эскадрильи, позже помощником командира по воздушно-стрелковой службе части. Затем было присвоено очередное воинское звание — майор.
Вражеский снаряд
В начале августа 1943-го полк ненадолго вывели с фронта — предстояло освоить американские истребители Р-39 Airacobra, которые поступали в СССР по ленд-лизу. Многим нашим ведущим асам машина сразу понравилась, поскольку обладала мощным вооружением, прекрасным радиооборудованием, обеспечивала летчику хороший обзор. В то же время "американец" имел немало специфических черт, в частности, легко срывался в штопор — от летчика требовались весьма точные, выверенные движения руками и ногами, что для Георгия Кузьмина было непросто в связи с травмами.
18 августа 1943 года по традиции советские ВВС отмечали День авиации. В одном из номеров газеты "Сталинский воин" опубликовали клятву советского аса-гвардейца Кузьмина, который тогда был одним из наиболее результативных летчиков, сражавшихся на Южном фронте. Бои там не затихали, противник ни за что не хотел оставлять Западный Донбасс, привлек на это направление свои лучшие эскадры. За несколько дней второй половины месяца только 9-й гвардейский иап лишился при разных обстоятельствах трех Героев Советского Союза: старших лейтенантов Евгения Дранищева и Владимира Лавриненкова (позже оказалось, что последний попал в плен, но смог бежать, вернулся в строй), также среди погибших был и майор Георгий Кузьмин.
В журнале боевых действий 6-й гвардейской иад, куда входил полк, указывалось, что, отбивая атаку вражеских асов на командира подполковника Анатолия Морозова около города Снежнóе Донецкой области, Кузьмин сманеврировал и затем контратаковал врага. Однако он немного не рассчитал и, выскочив перед носом Messerschmitt, был сбит очередью с близкой дистанции.
Здесь случилось непоправимое: вражеский снаряд попал в самолет Кузьмина. Он успел развернуть горящую машину к линии фронта и покинуть ее. Но едва раскрылся шелковый купол парашюта, как его лизнуло пламя от горящего самолета. Уже мертвым подобрали и с почестями похоронили героя бойцы наших передовых частей
Всего летчик за свою жизнь успел выполнить 280 боевых вылетов, провел более 100 воздушных боев, сбил лично 18 и в составе пары один (по другим данным, 19 + 4) самолетов противника. В память о подвигах Кузьмина в селе Рыбное установлен бюст, его именем названа улица в городе Заозерный Красноярского края, там же создана мемориальная доска, имя героя-летчика присвоено школе, в которой он учился. Не забыли Георгия Кузьмина и на Донбассе — в школе №1 города Красный Луч создали стенд, посвященный его жизни и боевым подвигам.