Скандал в правящей партии Японии потряс основы политической жизни страны
Кирилл Агафонов — о том, насколько глубоки последствия нарушения партийной финансовой отчетности при сборе политических пожертвований
Громкий скандал вокруг нарушения финансовой отчетности на несколько миллионов долларов при сборе политических пожертвований в правящей Либерально-демократической партии Японии (ЛДП) всего за пару недель потряс основы японской политической жизни страны. Ко всему прочему он привел к падению рейтингов правительства до исторических антирекордов, вызвал разговоры о смене монетарной политики в одной из крупнейших экономик мира и поставил перед кабмином главную задачу на ближайшее время — восстановление доверия населения.
При этом скандал может иметь и гораздо более глубокие последствия: после закрытия сессии парламента специальный отдел Токийской окружной прокуратуры приступил к полноценному, так называемому силовому расследованию дела. В отличие от добровольного оно предполагает возможность обысков и арестов. А сообщение ложных или неполных сведений о политических фондах в Японии, согласно закону, карается тюремным заключением на срок до пяти лет и штрафом в размере до 1 млн иен (около $7 тыс.)
Суть инцидента
Фракции ЛДП (внутрипартийные группы депутатов, объединяющиеся вокруг политиков-тяжеловесов — прим. авт.) традиционно устанавливают для своих членов квоту по сбору средств, которые они получают путем продажи билетов на приемы и вечера. Такие билеты стоят около 20 тыс. иен (около $140), и покупают их обычно представители бизнеса.
Некоторые политики зачастую не могут выполнить норму, поставленную руководством фракции. Так, например, депутат Ёситака Сакурада был вынужден покинуть свою партийную группу, поскольку не реализовал норму по продаже 300 таких билетов.
В то же время политики-тяжеловесы с большой электоральной поддержкой эту норму даже перевыполняют. Сегодняшний инцидент касается разницы между реально собранной суммой и установленной квотой. Как предполагается, эти деньги не учитывались в финансовых документах и возвращались политикам в виде так называемых откатов или же могли использоваться в качестве средств для тайных политических фондов.
Под подозрением
Скандал разгорелся главным образом вокруг крупнейшей в ЛДП фракции, которую при жизни возглавлял экс-премьер Синдзо Абэ, а сейчас установлена система коллективного руководства — "пятерка лидеров". Фракция объединяет 99 депутатов и имеет 26% всех мандатов ЛДП в парламенте.
Подозрения в получении "откатов" появились в прессе относительно целого ряда политиков, включая генерального секретаря кабмина Японии, "второго человека" в правительстве Хирокадзу Мацуно, министра экономики, торговли и промышленности Ясутоси Нисимуру, руководителя фракции ЛДП в верхней палате парламента Хиросигэ Сэко, главы ключевого Политического совета ЛДП Коити Хагиуду (все они входят в "пятерку лидеров") и других.
На этом фоне многочисленные источники местных СМИ сообщали о плане премьера Фумио Кисиды снять всех членов фракции Абэ с постов министров, замминистров и парламентских вице-министров. Это вызвало недовольство в группе Абэ, поскольку означало бы ее фактический разгром. По данным газеты "Никкэй", один из высокопоставленных членов этой фракции даже предположил, что она в таком случае могла бы поддержать резолюцию о недоверии правительству. В результате было решено предоставить парламентским вице-министрам право самим решать, оставаться ли на своих постах.
Тем не менее главным итогом скандала пока стали отставки четырех министров, пяти замминистров, одного парламентского вице-министра и одного советника министра, а также трех ключевых членов партийного руководства ЛДП. Все они являются членами фракции Абэ.
Обвинения звучали и в адрес фракции экс-генсека ЛДП Тосихиро Никаи, и в адрес фракции, которую возглавлял сам действующий премьер Фумио Кисида.
Бухгалтерская ошибка?
Причину нарушений в отчетности еще предстоит установить прокуратуре. Однако профессор Университета Тюо Кодзи Накакита предположил, что фракция Абэ настолько большая, что просто до сих пор не внедрила у себя новые методы ведения учета. "У фракции много членов, и, возможно, она использовала старые методы бухучета, в то время как другие фракции ужесточили внутренние процедуры. Возможно, у нее просто не было шанса пересмотреть свою систему", — привела его слова газета "Иомиури".
Нарушения финансовой отчетности в других фракциях, действительно, несколько отличаются от группы Абэ, где, по данным прессы, могло быть не учтено порядка 1 млрд иен (более $7 млн). Так, в попавшей под подозрение фракции экс-генсека ЛДП Тосихиро Никаи не были отражены в отчетах порядка 100 млн иен (более $700 тыс.), а во фракции Кисиды — от 20 млн до 30 млн иен ($137–205 тыс.). Эти группы, как утверждается, не отражали в отчетах о сборе пожертвований сумму превышения установленной нормы, однако в отличие от фракции Абэ учитывали ее в расходах фракции и доходах депутатов.
Дальнейшие последствия
Вместе с тем скандал продолжает развиваться. Токийская прокуратура может предъявить обвинения ответственному лицу фракции Абэ, в ведении которого были бухгалтерские отчеты. Расследование, как ожидается, будет сосредоточено на том, давали ли соответствующие указания или одобрения в отношении фиксируемых нарушений собственно депутаты парламента из фракции. Однако, как пишет газета "Иомиури", выдвинуть такие обвинения будет сложно, поскольку для этого потребуются весомые доказательства в виде показаний личных секретарей членов парламента.
Ситуация же привела к обвальному падению рейтингов правительства, которые и так уже пострадали от прежних скандалов, в том числе вокруг религиозной организации "Церковь объединения". Опрос агентства "Дзидзи" в четверг показал снижение уровня доверия правительству до рекордно низких 17,1%. В последний раз уровень поддержки правительства в этих рейтингах опускался ниже 20% (до 13,4%) при правительстве премьера Таро Асо в августе 2009 года — вскоре после чего власть, пусть и ненадолго — на три года, перешла к Демократической партии.
Еще одним важнейшим последствием лично для премьера Кисиды стала усиливающаяся неопределенность его будущего. Правительство ЛДП может оставаться у власти по меньшей мере до октября 2025 года, когда по плану должны пройти выборы в парламент. Однако в сентябре 2024 года истекает срок полномочий Кисиды во главе правящей партии. Чтобы оставаться в кресле премьера, ему необходимо переизбраться на пост председателя ЛДП.
На этот пост политика выбирают рядовые члены партии, однако решающее значение имеет поддержка со стороны членов парламента, а значит, руководства внутрипартийных фракций. Как распределятся их предпочтения и поддержит ли Кисиду, например, крупнейшая фракция Абэ, пока неясно.
Последствия скандала для Японии настолько глубоки, что наблюдатели даже заговорили о возможности смены в будущем монетарной политики Банка Японии, который продолжает сохранять учетные ставки на отрицательном уровне в отличие от западных стран, что приводит к ослаблению японской национальной валюты. Центробанк Японии — это независимая структура, однако считается, что политика (в частности, позиция фракции Абэ, где придерживались мнения о необходимости проведения количественного смягчения) оказывала влияние на его решения. Правительственный источник агентства Reuters высказал мнение, что вместе со снижением влияния фракции Абэ глава ЦБ будет иметь больше свободы в определении монетарной политики.
Вместе с тем, как ожидается, влияние скандала на внешнюю политику страны окажется крайне ограниченным. Дипломатический курс Токио останется неизменным, а все влияние будет ограничено возможной отменой турне Кисиды по странам Латинской Америки, которое сейчас, по данным СМИ, обсуждается в правительстве.