Рост цен и зарплат помог: как ЦБ Японии удалось поднять ставку впервые за 17 лет
Алексей Заврачаев — об отказе от политики отрицательных ставок, а также влиянии этого на курс японской нацвалюты и настроения инвесторов
Банк Японии 19 марта принял решение отказаться от отрицательной учетной ставки, которая с 2016 года находилась на уровне минус 0,1%. Теперь этот показатель установлен на уровне 0–0,1%. Также Банк Японии отменяет операции по поддержанию низких долгосрочных процентных ставок. Помимо этого, регулятор прекращает скупку биржевых фондов ETF и отказывается от обязательств по принятию дополнительных шагов для смягчения монетарной политики в случае необходимости.
Стоит напомнить, что Япония после краха финансового пузыря в 1990-е годы вступила в период затяжной экономической стагнации. Лишь в 2013 году Банк Японии начал политику количественного и качественного смягчения с целью стимулировать рост расходов со стороны бизнеса и домохозяйств. Тем не менее эти меры долгое время не помогали справиться со своей главной задачей и вывести страну из дефляции.
В результате в отличие от западных регуляторов Банк Японии не стал повышать ключевую ставку в период после пандемии коронавируса, когда по всему миру наблюдалось увеличение спроса. Не пошел на такие шаги японский Центробанк и на фоне ситуации вокруг Украины, которая привела к росту цен на энергоресурсы и товары. Это лишь увеличило разрыв между Японией и западными странами, а также привело к ослаблению курса иены.
Рост цен и зарплат
В последние два года в Японии наблюдается крупный рост цен на основные потребительские товары. По данным ведущего в стране статистического центра Teikoku Databank, масштабы роста цен на продукты питания в Японии в 2023 году превысили показатели 2022 года и стали рекордно высокими. В общей сложности в 2023 году подорожали 32 395 наименований продовольственных товаров. При этом средние темпы роста цен составили 15%. В 2022 году цены выросли на 25 768 позиций в среднем на 14%.
Согласно прогнозам, рост цен должен замедлиться в 2024 году и масштабы повышений сократятся примерно на 80%. Это уже наблюдается и происходит из-за усталости потребителей и стабилизации ситуации на рынке. В свою очередь, это вместе с ростом цен на энергоресурсы привело к тому, что базовая потребительская инфляция в Японии в 2023 году составила рекордные за 41 год 3,1%. При этом целевой показатель инфляции, которого Банк Японии придерживался последние годы как ориентира для "разгона" темпов экономического роста, составляет 2%.
На фоне роста цен профсоюзы стали активнее требовать от японского бизнеса повышения заработной платы сотрудникам, что в итоге дало свои результаты. Корпорации пообещали провести самые крупные за последние десятилетия прибавки в этом году.
Так, ведущий автомобильный концерн Toyota Motor заявил о намерении поднять оклады на сумму до 28 440 иен (около $192) в месяц. Для Toyota это станет крупнейшим повышением с 1999 года. Nissan, в свою очередь, согласилась повысить зарплаты в среднем на 18 тыс. иен (около $122). Nippon Steel хочет увеличить базовую заработную плату сразу на 35 тыс. иен (около $237), что на 5 тыс. иен больше требований профсоюза.
Другие крупнейшие японские компании — Mitsubishi Heavy Industries, Kawasaki Heavy Industries, Mitsubishi Electric и NEC — также заявили, что полностью выполнят требование профсоюзов и прибавят к зарплате своих сотрудников суммы от 13 тыс. иен (около $88) до 18 тыс. иен (около $122).
В совокупности эти факторы и подстегнули Банк Японии, который решил, что текущая конъюнктура готова к изменению кредитно-денежной политики и росту учетной ставки.
Ждать ли дальнейшего повышения?
После изменения политики Банка Японии инвесторы стали задаваться вопросом: каким образом регулятор будет действовать дальше и как скоро ожидать следующего повышения. Обычно подобные действия регулятора приводят к укреплению национальной валюты, однако на этот раз рынок последовал в обратном направлении и иена продолжила падение, пробив психологическую отметку в 150 иен за доллар США и достигнув уровня 151,5 иены. Причиной такого развития событий, видимо, стали заявления председателя Банка Японии Кадзуо Уэды, который отметил, что Центробанк будет придерживаться адаптивной политики и менять ключевую ставку постепенно. Для участников рынка это стало сигналом к тому, что разрыв с политикой западных центробанков остается большим, и они стали продавать иену, поскольку ожидали более жестких мер, и курс упал.
Тем не менее Уэда не стал категорически отрицать возможность дальнейшего повышения ставки. Он утверждает, что решения будут целиком зависеть от экономических и ценовых перспектив, указав тем самым на то, что рост инфляции может спровоцировать это повышение.
Опрошенные газетой Nikkei эксперты считают, что наиболее вероятным сценарием станет подъем учетной ставки в октябре текущего года. Это даст Банку Японии около полугода, чтобы оценить, как прекращение отрицательных ставок повлияет на цены и экономику. В этом же месяце Банк Японии опубликует и ежеквартальный индекс Tankan. Этот показатель представляет собой разницу между долями компаний, давших положительную и отрицательную оценки текущей конъюнктуре. Он считается главным индикатором настроений бизнеса в стране, и Центробанк может использовать его в качестве ориентира в вопросе изменения политики.
Вместе с тем не исключен вариант повышения ставки и в более ранние сроки, например в июле. Такой сценарий считается скорее резервным и может быть реализован в случае резкого ослабления иены. Это также оставит Банку Японии пространство для маневрирования и дополнительного подъема ставки уже осенью.
Стоит также обратить внимание на президентские выборы в США, которые запланированы на ноябрь. Это событие, как ожидается, окажет большое влияние на мировые рынки, в том числе и на японский. В 2016 году, когда победил Дональд Трамп, курс японской валюты укрепился к американской и некоторое время находился на уровне около 100 иен за доллар. Также многое будет зависеть от политики Федеральной резервной системы (ФРС) США в отношении процентных ставок.
Крупная брокерская компания SMBC Nikko Securities в своем докладе от 15 марта отмечает, что основным сценарием на будущее остается осторожная позиция Банка Японии, который не будет предпринимать резких движений даже после отмены отрицательных ставок. По мнению специалистов компании, это хороший знак для японского бизнеса, поскольку такая политика вряд ли приведет к чрезмерному укреплению курса иены. Согласно прогнозам, некоторый рост японской валюты может произойти летом 2024 года или чуть позднее, а акцент инвесторов сместится на компании, которые ведут бизнес внутри Японии. Высокий курс иены считается невыгодным для бизнеса, ориентированного на внешние рынки, а слабая иена, напротив, в последние годы стала одним из главных факторов роста доходов крупных корпораций.