Рассказчик, учитель, волшебник. Как личность Владимира Набокова отражается в его текстах
22 апреля исполняется 125 лет со дня рождения писателя
Восьмикратный номинант на Нобелевскую премию, человек, имя которого известно по обе стороны океана, Владимир Набоков до сих пор пользуется большой популярностью и любовью читателей всего мира. Специально по просьбе ТАСС шеф-редактор группы компаний "ЛитРес" Екатерина Писарева к юбилею автора рассуждает о важном и личном в его творчестве.
Я представляю себе Набокова за столом — перед ним каталожные карточки, на которых он часто писал сюжеты, или его дневник сновидений. Или, быть может, перед ним лежит бабочка, распластанная и беззащитная. Владимир Владимирович чуть хмурится, поправляет очки, у него сосредоточенный вид. Когда он занимается письмом или препарирует бабочек, то мир перестает для него существовать. О чем он думает в такие моменты? Где для него кончается литература и начинается реальная жизнь?
Набоков родился в 1899 году в Санкт-Петербурге в очень обеспеченной семье, свободно разговаривал на трех языках: английском, русском и французском. Его отец, Владимир Дмитриевич Набоков, был уважаемым политиком, журналистом, позже — издателем эмигрантской ежедневной газеты "Руль". Его мать, Елена Ивановна Рукавишникова, — наследница огромного состояния, дочь золотопромышленника. Детские годы Набокова были безоблачно счастливыми — об этом он неоднократно с трепетом и нежностью вспоминает в своих мемуарах.
В детстве формируется неповторимое набоковское чутье и оригинальное восприятие мира. Он, как и его герои, всегда "не такой, как все". Известно, что Набоков считал себя синестетиком и уверял, что, как и мать, обладает "цветным слухом". Буквы у него с детских лет были окрашены в разные цвета, при воспроизведении той или иной он всегда воображал зрительный узор. Он творил свой мир и видел все иначе — многоцветным, неожиданным, недоступным другим людям. В возрасте семи лет у Набокова появился жгучий интерес к лепидоптерологии — изучению бабочек.
Все, что я чувствовал, завидя прямоугольник обрамленного солнечного света, подчинялось одной-единственной страсти. Первая моя мысль при блеске утра в окне была о бабочках, которых припасло для меня это утро
Разноцветные, яркие, необычные и хрупкие — бабочки влюбили и заворожили Набокова на всю жизнь. Иногда он рисовал воображаемых бабочек на титульных листах своих книг и давал им вымышленные имена, а затем дарил рисунки любимой и единственной жене — Вере.
Бабочки всплывают и в одном из самых сложных набоковских произведений — "Даре", который некоторые литературоведы считают достойным ответом джойсовскому "Улиссу" и многотомному сочинению Пруста. "Дар" — последний роман Набокова, написанный на русском языке. Вторая из пяти его глав рассказывает о попытке главного героя — молодого эмигранта и поэта Федора Годунова-Чердынцева — написать биографию своего отца и рассказать о его экспедициях за неизвестными науке бабочками. Сам Набоков с раннего детства мечтал открыть новый вид бабочек — позднее он всерьез занимался наукой и даже проводил лепидоптерологические исследования в американском Музее естественной истории, а еще работал в Музее сравнительной зоологии в Гарварде и вскоре стал специалистом по голубянкам.
Как пишет литературовед и биограф Набокова Брайан Бойд, "изучая бабочек, он обнаружил, что природа еще более изощрена, чем он заставил думать своего героя. Его собственные научные работы, написанные в манере, далекой от умоисступления годуновского трактата, даже в конце 1990-х годов оцениваются специалистами как основополагающие исследования, опередившие свое время". Также он добавляет: "Второе добавление к "Дару" представляет собой наиболее поразительный пример страстного интереса Набокова к физическим деталям и метафизическим обобщениям, сочетания точности естественнонаучного наблюдения и мерцающих сверхъестественных смыслов".
Физика и метафизика — это то, что интересовало Набокова. Зоркость, въедливость и дотошность в попытках дойти до сути — все находило отражение в его текстах. Он был не из тех, кто существует в вакууме событий и смыслов, — Набоков внимательно наблюдал по сторонам и с легкостью превращал жизнь в литературу.
Но вернемся к юности писателя. Поначалу Набоков занимался не прозой, а стихами, что неудивительно для тонко чувствующего человека, родившегося на рубеже веков и жившего в эпицентре Серебряного века. На вкус Набокова не могла не повлиять эстетика модернизма, поэзия ярких представителей литературной тусовки того времени — Александра Блока, Андрея Белого и Николая Гумилева, старших символистов Федора Сологуба и Валерия Брюсова. Но в целом будущий писатель и поэт держался обособленно: в поэтические кружки Набоков не вступал, к цехам не примыкал и вообще не вел разнузданную жизнь петербургской молодежи. Свой первый поэтический сборник "Стихи" он издал за собственные деньги в 1916 году, но он не произвел никакого фурора в обществе и прошел незамеченным.
В 1919 году, в первую волну эмиграции, Владимир Набоков с семьей уехал из страны и долгое время жил, писал и скитался по Европе. Отъезд из Российской империи сильно повлиял на будущего писателя — изменилось все: от материального положения до его мироощущения. Он чувствовал крах прежней жизни и понимал, что должен осваиваться, реализовываться как писатель в новых условиях.
В своей книге воспоминаний "Память, говори!" (и русскоязычной версии "Другие берега", впервые опубликованной в 1954 году и переизданной в 1978 году в "Ардисе") Набоков признается, что отказ от русского языка и письмо на английском давались ему нелегко, он часто видел недостатки в своих сочинениях и прикладывал большие усилия, работая над текстами.
Эмиграция сильно повлияла на Набокова — без нее бы он не стал тем, кем мы его знаем. Лейтмотивом звучит тема утраченного дома: она встречается и в мемуарной прозе писателя, и в дебютном романе "Машенька" (описывающем историю в эмигрантской среде в Берлине), и в "Подвиге" (тема тайного возвращения героя на родину, а затем и его исчезновения), и в сборнике рассказов "Весна в Фиальте". Но не только тема эмиграции и утраты оказывается важной для Набокова — в своих произведениях он нередко рассуждает о природе власти, о тоталитаризме и его губительном влиянии на людей ("Приглашение на казнь", "Под знаком незаконнорожденных", "Solus Rex").
Весь корпус произведений Набокова очень многогранен и многослоен — жизни не хватит, чтобы расшифровать все, что он хотел донести до читателя. Важнейший его принцип — заставить человека, оказавшегося по ту сторону книги, работать, думать, страдать, сопереживать и разгадывать. Набоковские романы всегда больше, чем просто текст: это истории с ключом, гиперссылками и подтекстами, будь то ставшая частью мейнстрима "Лолита" или же монументальный "Дар", расшифровку которого литературовед и исследователь Александр Долинин превратил в дело своей жизни.
Самое скандальное произведение Набокова "Лолита", опубликованное в 1955 году, сыграло с автором злую шутку. Частью истории стало все: и отказы американских издателей публиковать "Лолиту", и выход романа в "Олимпии Пресс" (издательстве, специализирующемся на порнографической и эротической литературе), и оживленный спор в критическом сообществе с легкой подачи писателя Грэма Грина, посчитавшего "Лолиту" выдающимся произведением.
"Лолита" принесла автору небывалый финансовый успех: после ее шествия по планете и невероятного резонанса о Набокове заговорили во всем мире. Но была и обратная сторона медали: "Лолита" навеки наградила писателя ярлыком — "автор романа, воспевающего педофилию". Восемь раз Набокова выдвигали на Нобелевскую премию, но так ее и не дали — спустя 50 лет были обнародованы документы, из которых стало ясно, что именно из-за скандальной и "аморальной" "Лолиты" нобелевский комитет отказал писателю в награде. И хотя мы давно уже изучили прием "ненадежного рассказчика" и понимаем, что изощренный главный герой романа — Гумберт Гумберт — был чудовищем и словоблудом, все еще остаются читатели, не разобравшиеся в тонкой набоковской игре и его реальном представлении о мире добра и зла.
Шахматная тема, как и тема бабочек, еще одна важная и личная история для Набокова. Она проходит через всю его жизнь, встречаясь в текстах (например, в первой пьесе автора — "Весной" — один из героев оказывается шахматистом). Главным признанием в любви шахматному искусству можно считать роман писателя, опубликованный в 1929 году, под названием "Защита Лужина". В основе сюжета — история жизни аутистичного шахматного вундеркинда Лужина. А прототипами героя считают двух выдающихся шахматистов — Александра Алехина (четвертого чемпиона мира по шахматам) и Курта фон Барделебена, знакомого Набокова, покончившего жизнь самоубийством.
Конечно, Набоков был не только интеллектуалом и страстным любителем слова, но и неутомимым составителем шахматных задач. Он неоднократно писал, что природа творчества у занятия литературой и шахматами схожа — автор, словно гроссмейстер, мог выстроить композицию и занятную игру, в которой возможен и триумф, и поражение. Так уж получилось, что Владимир Набоков нередко обыгрывал своих читателей.
"Писателя можно оценивать с трех точек зрения: как рассказчика, как учителя, как волшебника. Все трое — рассказчик, учитель, волшебник — сходятся в крупном писателе, но крупным он станет, если первую скрипку играет волшебник", — говорил Набоков в своих лекциях о зарубежной литературе. Волшебства в его художественных текстах действительно было много — это и заставляет всех нас, смиренных читателей, спустя 125 лет все еще восхищаться Набоковым и его сложноустроенным миром, в котором существуют не только черное и белое, но и удивительные, разноцветные краски.