Билет в один конец, или Зачем Британия проголосовала за депортацию мигрантов в Руанду
Илья Дмитрячев — об одобрении парламентом противоречивого плана высылать нелегальных мигрантов в Африку, о том, когда ждать первых рейсов, и при чем здесь всеобщие выборы в Соединенном Королевстве
В ночь на вторник британский парламент принял законопроект о высылке нелегальных мигрантов в Руанду. Этот билль был утвержден депутатами еще в январе, но затем стал предметом парламентского пинг-понга. Здесь так называют ситуацию, когда верхняя Палата лордов вносит в уже утвержденный нижней Палатой общин документ поправки и отправляет его обратно. Депутаты удаляют все поправки и вновь засылают билль на одобрение Палаты лордов. В теории подобные экзерсисы могут продолжаться бесконечно, на практике у процедуры есть неписаный лимит по продолжительности, и он был достигнут.
Уже сегодня или в ближайшие дни законопроект должен быть подписан королем Карлом III и вступит в силу. Правда, до отправки мигрантов в Руанду дело дойдет еще не скоро. Да и то, если это случится, то не факт, что законопроект достигнет своей официальной цели — сократить нелегальную миграцию, и неофициальной — улучшить позиции правящей Консервативной партии перед выборами. Впрочем, обо всем по порядку.
Откуда взялась идея о Руанде
Впервые схема отправки нелегальных мигрантов в Руанду была представлена еще 14 апреля 2022 года тогдашним премьер-министром Великобритании Борисом Джонсоном. Он сказал, что правительство намерено высылать в небольшое государство на востоке Африки тех, кто незаконно добрался до британских берегов, начиная с 1 января того же 2022 года.
План заключался в том, чтобы нелегалов размещали в центрах для временного проживания на срок рассмотрения их заявок властями Руанды. В случае успеха они могли бы остаться на законных основаниях в этом небольшом африканском государстве без выхода к морю, в случае неудачи им грозила депортация на родину. Обратный путь в Великобританию им был перекрыт навсегда.
Первый борт должен был отправиться в Кигали в июне 2022 года, но так и не взлетел. Операция была остановлена из-за возражения Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ). Затем тяжбы начались и в британских судах — дело дошло до Верховного суда королевства. Последний в 2023 году постановил, что Руанда не может считаться безопасной страной и что нелегалам будет грозить высылка в родные страны, где их жизни и здоровью может грозить опасность. А значит, по решению суда, отправлять их туда со спокойной совестью нельзя, то есть — незаконно.
Правительство премьер-министра Риши Сунака сумело обойти эту преграду — оно подписало новое соглашение с Руандой и представило свежий законопроект, который и был принят теперь. Отныне Руанда объявляется безопасной страной, а возможности мигрантов оспорить высылку в суде резко ограничиваются.
Взлетят ли самолеты?
Ограничиваются, но никуда не исчезают. Именно поэтому правительство признало, что депортация нелегалов в Африку вряд ли начнется ранее чем через 10–12 недель. В первую очередь покупать билеты в один конец будут мужчинам без семьи, преимущественно из Афганистана, Ирана, Эритреи и Курдистана.
Юридическая математика следующая: в течение восьми дней после получения уведомления о высылке в Кигали у депортируемого лица есть возможность подать апелляцию. Если МВД (ожидаемо) отвергнет ее, то высылаемому человеку будет дана неделя, чтобы подать апелляцию уже в суд, который должен решить его судьбу в течение 23 дней. Адвокаты, представляющие мигрантов, заявили газете The Guardian, что намерены подавать соответствующие иски.
Свое слово еще не сказал ЕСПЧ. Хотя Сунак уже намекнул, что, если судьи в Страсбурге будут вставлять палки в колеса планам Лондона, Великобритания может выйти из ЕСПЧ. "Если когда-нибудь встанет выбор между национальной безопасностью, контролем над нашими границами и членством в международном суде, то, конечно, я всегда отдам приоритет нашей национальной безопасности", — сказал премьер Великобритании.
И останавливаться на достигнутом в Лондоне не намерены. По данным The Times, организация аналогичных схем обсуждается с Арменией, Ботсваной, Кот-д'Ивуаром и Коста-Рикой.
Важный момент для премьера
Решимость Риши Сунака понять несложно. Консервативная партия давно обещает побороть нелегальную миграцию. Однако, несмотря на эти заявления, с 2018 года через Ла-Манш в Великобританию перебрались более 110 тыс. нелегалов. Лишь с начала года на надувных лодках британских берегов достигли 6,3 тыс. человек, это на четверть больше, чем за то же время в 2023 году. Содержание нелегалов, по данным газеты The Times, обходится британским налогоплательщикам примерно в £4 млрд ($5 млрд) в год.
И все это происходит перед выборами в муниципальные, местные и региональные органы самоуправления, намеченные на 2 мая. С учетом сильного отставания консерваторов от оппозиционной Лейбористской партии, майские выборы могут закончиться для тори плачевно. А там, глядишь, и до объявления вотума доверия премьеру недалеко. Поэтому Сунак пытается в эту неделю показать максимальную активность как по внутренней повестке дня (борьба с миграцией), так и по внешней (поездка в Польшу и Берлин, чтобы обсуждать безопасность, торговлю, Украину). А ведь впереди — всеобщие парламентские выборы (предположительно осенью), перед которыми избирателям надо предъявлять какие-то достижения.
Почем перелет?
Но даже если представить, что правительству удастся сломить сопротивление британских и европейских судов и таки начать отправлять мигрантов в Руанду, не факт, что это принесет избирательные очки консерваторам. Совершенно неочевидно, что телевизионная картинка депортации нелегалов в далекую африканскую страну будет позитивна для правительства. А если при этом мигранты будут все так же активно пересекать Ла-Манш, как до сих пор, то это может породить вопрос: а стоит ли, собственно, овчинка выделки?
Отсюда и жесткая критика, которой премьер подвергся сразу после принятия законопроекта. Причем звучит она и справа, и слева. Суть обвинений — консерваторы, дескать, пытаются поднять обвалившийся рейтинг, а платить за эту дорогую схему придется всем британцам. Если вдуматься, то сумма на самом деле поражает воображение — по подсчетам британского Национального бюро аудита, стоимость отправки каждого из первых 300 нелегалов в Руанду обойдется бюджету в £1,8 млн ($2,2 млн). Конечно, чем более массовой станет программа, тем ценник будет меньше, но быстро это не произойдет.
Справедливости ради стоит отметить, что и содержание десятков тысяч нелегалов нельзя назвать дешевым удовольствием. На их размещение уходит порядка £6 млн ($7,4 млн) в сутки. Но, как ни крути, а "собак всех повесят" на Консервативную партию. Так что уж лучше делать хоть что-то и от своей ставки в этом казино не отказываться.