Председатель КНР Си Цзиньпин на прошлой неделе — с 5 по 10 мая — посетил Францию, Сербию и Венгрию. Это была первая за последние пять лет поездка китайского лидера в Европу. Си Цзиньпин подписал с европейскими коллегами десятки соглашений о сотрудничестве. Его визит показал, что Пекин ценит китайско-европейские отношения и готов развивать их в прагматичном ключе. Базовый подход Пекина к Европе — давайте сотрудничать, чтобы все стороны были в плюсе. Но для полной готовности к сотрудничеству с Китаем Европе необходимо стать стратегически автономной.
Слова, произнесенные Си Цзиньпином в турне, дают понять, что для Китая реально важно, чтобы Европа была независимым от США полюсом на международной арене. Выбор европейских стран для визита неслучаен: Франция, Сербия и Венгрия — все в разной степени имеют традицию проведения независимой внешней политики. Контракты и соглашения, заключенные между Пекином и европейскими столицами, подобны установке нового программного обеспечения, которое должно в итоге обновить Европу до версии 2.0 — без американской "прошивки".
Курс на перезагрузку отношений с самостоятельной Европой
Визит председателя КНР во Францию был приурочен к 60-летней годовщине установления дипломатических отношений между странами. По прибытии Си Цзиньпина в Париж газета Le Figaro опубликовала его статью (весьма комплементарную в отношении Франции), в которой он описал свое видение идеальной Европы — самостоятельной, независимой от США и не продвигающей идеологию блоковой конфронтации. Он указал, что Пекин желает поддерживать дух, который сопутствовал установлению дипломатических отношений Франции и КНР. Китайский лидер подчеркнул, что 60 лет назад генерал Шарль де Голль, "руководствуясь стратегическим видением", решил установить дипломатические отношения с КНР. Тот самый де Голль, который вывел Францию из НАТО, критиковал вторжения США во Вьетнам и гегемонию доллара. Вот этот самый де Голль и ставится в пример Си Цзиньпином как образец независимого французского лидера. Си Цзиньпин пишет про установление дипломатических отношений КНР и Франции, что де Голлю "было нелегко принять это независимое решение в разгар холодной войны, но оно оказалось правильным и дальновидным".
Другой интересный пассаж в статье Си Цзиньпина — ссылка на слова Конфуция из философского трактата "Чжун юн" ("Срединное и постоянное"), где описывается образ "благородного мужа". Это одна из важных конфуцианских категорий, которая ассоциируется с человеком высших моральных качеств и правителем. Си Цзиньпин цитирует следующий фрагмент: "Благородный муж гармоничен и независим, нейтрален и не имеет пристрастий. Как непоколебим он в своей силе!" Чтобы прояснить витиеватую древнекитайскую мудрость, Си Цзиньпин следом цитирует французского писателя, нобелевского лауреата Ромена Роллана: "Гораздо легче позволить руководить собою, чем думать самому, отказ от самостоятельного мышления лежит в основе всех несчастий".
Тема зависимости проявилась более отчетливо на трехстороннем саммите КНР — Франция — ЕС, в котором приняли участие Си Цзиньпин, президент Франции Эмманюэль Макрон и председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен. Последняя вслед за американской администрацией, чей нарратив она преимущественно транслирует, обвинила КНР в избыточных производственных мощностях. По ее словам, Китай якобы субсидирует производство внутри страны, что приводит к наводнению Евросоюза дешевыми электромобилями и сталью. Она также призвала Пекин повлиять на Москву, чтобы остановить СВО на Украине. Ответ Си Цзиньпина был решительным. Он сказал, что с точки зрения экономической теории нет такой вещи, как избыточные мощности. Что касается украинского кризиса, то Китай не создавал его и не является одной из его стороной, Пекин выступает за мирные переговоры, сказал китайский лидер.
Глава КНР отметил, что отношения Китая и ЕС обладают блестящими перспективами развития. "Они не направлены против какой-либо третьей стороны, не должны зависеть от какой-либо третьей стороны или диктоваться извне", — подчеркнул Си Цзиньпин. Иными словами, китайский лидер как будто говорит Европе: давайте сотрудничать в торговле и инвестициях, все будет хорошо, только, пожалуйста, думайте своей головой.
Ставка на Макрона
Си Цзиньпин, вероятно, приехал в Париж обсуждать китайско-европейские отношения не с фон дер Ляйен, а с Макроном. Китай выстраивает связи с Евросоюзом не через Брюссель, а через двусторонние отношения с конкретными странами. Нынешний Брюссель, по всей видимости, воспринимается Пекином как филиал американской администрации в Европе. Из-за отсутствия самостоятельности.
Примерно такое же отношение у Пекина и к Берлину. Си Цзиньпин не нанес ответный визит в ФРГ после прошлогодней поездки канцлера Олафа Шольца в Пекин. Напротив, Шольц в апреле этого года повторно поехал в Китай. Китайско-германские отношения тоже крайне важны для Пекина, но самостоятельность внешней политики Берлина стоит под вопросом: в отличие от Франции в Германии расположены американские военные базы. Пять из семи американских гарнизонов в Европе сосредоточены именно в Германии. Не стоит забывать, что глава МИД ФРГ Анналена Бербок допустила ошибку, вслед за президентом США Джо Байденом назвав Си Цзиньпина диктатором.
Вероятно, глава КНР делает ставку на Макрона как на будущего лидера ЕС, который сможет снизить зависимость Евросоюза от США. Французскому президенту далеко до де Голля, но расхождения в мышлении с американской администрацией у него случаются. Макрон открыто выражал недовольство американским Актом о снижении инфляции, содержащим протекционистские планы США по субсидированию своих компаний, а также призывал остановить необоснованные удары Израиля по сектору Газа. Точки соприкосновения у Китая и Франции по многим вопросам, безусловно, есть.
Торгово-экономическое взаимодействие — важная составляющая стабильных отношений двух стран. Си Цзиньпин и Макрон подписали 18 соглашений в ходе французско-китайского саммита в Париже. Договоренности о взаимодействии затрагивают авиационную отрасль, сельское хозяйство, гуманитарную сферу, "зеленое" развитие и сотрудничество малых и средних предприятий. Лидеры двух стран также подписали четыре совместных заявления: по ситуации на Ближнем Востоке, об искусственном интеллекте и глобальном управлении, о биоразнообразии и океанах, а также о сельскохозяйственных обменах. Глава КНР поддержал инициативу Макрона об олимпийском перемирии на время летних Игр в Париже. Это следствие того, что Китай выступает за прекращение любых боевых действий и политическое урегулирование конфликтов. По украинскому кризису, как и ожидалось, Си Цзиньпин и Макрон не пришли к абсолютному консенсусу, поэтому стороны и не сделали совместного заявления по этой проблеме, и в целом каждый из них остался при своем мнении.
Однако Пекин и Париж понимают исходные позиции друг друга по Украине. Макрон заявил, что Париж с уважением относится к давним отношениям, которые связывают Китай и Россию, и предпринятым на протяжении десятилетий усилиям по их стабилизации. Си Цзиньпин сказал, что поддерживает создание сбалансированной, эффективной и устойчивой структуры европейской безопасности.
Символично, что в конце апреля, в преддверии визита Си Цзиньпина во Францию, Макрон, выступая в Сорбонне, заявил, что ЕС не должен быть "вассалом США". Он добавил, что Европа должна обладать способностью вести переговоры со всеми странами "не только по экономическим темам, но и по вопросам стратегического партнерства". Подобная риторика не может не импонировать руководству КНР. Президентский срок Макрона продлится до 2027 года, председательство Си Цзиньпина — до 2028 года. Поэтому в ближайшие годы, скорее всего, мы будем наблюдать продолжение осторожного выстраивания отношений между КНР и Францией с прицелом на снижение зависимости Парижа от Вашингтона.
Си-плюс-плюс
Визит Си Цзиньпина в Белград и Будапешт показал, насколько успешно Китай выстраивает экономические отношения с европейскими странами без американской "прошивки". Здесь главе КНР никто не предъявлял претензии и не указывал, что делать. Разговор Си Цзиньпина с лидерами Сербии и Венгрии носил преимущественно деловой характер.
Примечательно, что поездка председателя КНР в Сербию совпала с 25-й годовщиной бомбардировки натовской авиацией китайского посольства в Белграде. Си Цзиньпин в статье для издания Politika, опубликованной перед началом визита в Сербию, сказал, что Китай будет помнить про атаку авиации НАТО на китайское посольство в Белграде в 1999 году. В ходе встречи главы КНР и сербского президента Александара Вучича лидеры двух стран заявили о поддержке друг друга по принципиальным вопросам национального суверенитета — Тайваню и Косово.
Тема безопасности, безусловно, была одной из центральных на переговорах лидеров, но все же большая часть повестки была посвящена торгово-экономическим вопросам. Си Цзиньпин и Александар Вучич подписали совместное коммюнике об углублении стратегического партнерства и "построении общей судьбы между странами в новую эпоху". Это первое подобное соглашение, которое Китай заключил с европейской страной. Си Цзиньпин и Вучич договорились развивать авиасообщение между странами, активизировать студенческие и научные обмены. Лидеры объявили о вступлении в силу с 1 июля соглашения о свободной торговле между странами. Ранее Вучич в интервью Центральному телевидению Китая заявил, что благодаря режиму свободной торговли в ближайшие 10 лет объем торговли его страны с КНР может удвоиться. По итогам 2023 года двусторонний товарооборот составил $4,35 млрд, взлетев на 23% в годовом исчислении. Несмотря на относительно скромный объем товарооборота КНР и Сербии, темпы его роста резко контрастируют с сокращением торговли между Китаем и ЕС — в прошлом году показатель снизился на 7%.
Поездка Си Цзиньпина в Будапешт стала самой важной в его европейском турне с точки зрения инвестиций. Китайские вложения в венгерскую экономику превышают сейчас €16 млрд. Венгрия — самая дружественная Китаю страна Евросоюза, и Пекин придает огромное значение развитию отношений с ней. Для Пекина Венгрия, которая граничит с семью странами, — важнейший сухопутный узел. Китайские автопроизводители намерены выпускать в Венгрии электрокары, которые потом будут продаваться в Евросоюзе. Этому способствуют и венгерские запасы лития, используемого в производстве аккумуляторов для электромобилей.
По итогам переговоров Си Цзиньпина и премьер-министра Венгрии Виктора Орбана было подписано 18 документов о сотрудничестве в различных областях. Лидеры повысили уровень отношений до уровня "всепогодного всеобъемлющего стратегического партнерства в новую эпоху". КНР и Венгрия также договорились развивать прямое авиасообщение, намерены сотрудничать в ядерной энергетике, торговле, финансах, таможенном контроле, сельском хозяйстве, туризме, науке, культуре и в области СМИ.
Вучич и Орбан часто критикуются Брюсселем и Вашингтоном за то, что они не идут в ногу с коллективным Западом и якобы способствуют расколу европейского единства. Им не нравится, что Сербия и Венгрия участвуют в китайской экономической инициативе "Один пояс — один путь" (реализует ряд инфраструктурных проектов в этих странах). Три страны участвуют в проекте по строительству железной дороги между Будапештом и Белградом, которая сократит время в пути между двумя городами с восьми до трех часов. Китайские инвесторы намерены создать в Венгрии сети зарядных станций для электромобилей и модернизировать пограничный пункт пропуска на границе с Сербией. Кроме того, Китай может присоединиться к проекту строительства нефтепровода между Венгрией и Сербией.
КНР помогает этим странам активно развиваться. Основной подход Си Цзиньпина во внешней политике заключается в том, чтобы продемонстрировать возможности партнерам для взаимовыгодного сотрудничества — вы в плюсе, и мы в плюсе. Сербия и Венгрия — как будто витрины для Западной Европы, которые демонстрируют, что суверенные страны могут успешно развиваться без оглядки на указания из Вашингтона.
Почему Китай хотел бы видеть Европу без американской "прошивки"? Во-первых, потому что так можно спокойнее торговать, не опасаясь санкций или каких-либо других ограничительных мер. Во-вторых, из-за геополитических соображений. Вслед за экономическим и как следствие военным развитием КНР напряженность в отношениях Пекина и Вашингтона будет только возрастать, особенно в Азиатско-Тихоокеанском регионе. В многополярном мире Китай заинтересован в том, чтобы как можно больше влиятельных полюсов ладили бы с Пекином, в том числе и Европа.