15 мая, 08:32
Мнение
Отставки и назначения

Государственник и инноватор: как Белоусов изменит Вооруженные силы России

Игорь Коротченко — о том, как Андрей Белоусов, бывший первый вице-премьер, сменивший на посту министра обороны Сергея Шойгу, будет интегрировать военную экономику в гражданскую

Министр обороны РФ Андрей Белоусов. Сергей Бобылев/ ТАСС
Министр обороны РФ Андрей Белоусов

"Штаб военных инноваций"

Самым неожиданным и глобальным изменением в составе кабмина стала смена министра обороны. И этому есть объяснение. Во-первых, в нынешней ситуации — идет специальная военная операция, коллективный Запад вводит все новые масштабные санкции, усиливает политическое и силовое давление на Россию — роль и значение министра обороны многократно возрастает. Во-вторых, на сегодняшний день в распоряжении министра обороны находятся беспрецедентные за всю историю нашей страны финансовые ресурсы, которые требуются для того, чтобы отстоять национальные интересы России и добиться победы в специальной военной операции.

Значение фигуры министра обороны возрастает с точки зрения и стратегического взгляда на происходящие процессы, их взаимоувязки и выработки комплексной системы мер, позволяющих оптимизировать гособоронзаказ и обеспечить эффективное расходование финансовых средств. Самое главное — снабжение российской группировки в зоне СВО всем необходимым — от и до.

Андрей Белоусов как экономист, аналитик, государственник, патриот, технократ — в хорошем смысле этого слова — как раз обладает необходимым набором стратегических компетенций и управленческим опытом, позволяющим ему в новых условиях, придя в Министерство обороны, сделать ведомство отвечающим изменившимся требованиям.

К тому же военно-политическое противостояние с Западом — это надолго, на десятилетия. Теперь нужен не тактический подход, а именно стратегическое целеполагание и выстраивание абсолютно новой системы принятия управленческих решений и реализации полномочий Минобороны. Системный незашоренный взгляд и нестандартный подход к решению задач — все это свойственно Белоусову. Он прошел впечатляющую карьерную лестницу, сторонник усиления государственного регулирования в экономике. Для максимально эффективной работы оборонного ведомства такой человек сегодня более чем востребован.

При этом собственно военный контур, управление боевыми действиями, нанесение ударов по противнику, проведение операций, замыслы, планирование — все это будет координировать Генеральный штаб во главе с Валерием Герасимовым. А адаптация, превращение Министерства обороны в "штаб военных инноваций", позволю себе так выразиться, уже будет относиться к компетенции Андрея Рэмовича Белоусова.

Тыл, БПЛА, информвойна

На прошлогоднем Петербургском международном экономическом форуме я был на сессии, которую модерировал Белоусов. Для себя понял, что он в определенной степени опирается на экспертное сообщество, умеет взаимодействовать с ним.

В нынешних условиях Министерство обороны не должно замыкаться само в себе. По ряду тем необходима внешняя экспертиза, зачастую критическая. Кстати говоря, Белоусов с таким подходом и докладывал Путину о проблеме беспилотников в стране. Доклад прозвучал диссонансом на фоне благодушных рапортов. Человек быстро, эффективно разобрался, доложил, обозначил узкие места и вышел с предложением, как проблему сдвинуть с мертвой точки. Проблема с беспилотниками была очевидна, но не для всех. Почему? Отдельный вопрос. С этим надо разбираться.

Есть и другие направления, которые нуждаются в совершенствовании. Это в том числе информационное противоборство. Речь не только о работе с иностранными СМИ, массмедиа, но и адресное воздействие на центры принятия решений противника таким образом, чтобы заставить, подтолкнуть его двигаться в нужном нам направлении. К сожалению, войны всегда будут сопровождать человечество, пока существуют современные государства. Поэтому облик будущей войны и какая армия нужна для ее ведения — это важная составляющая стратегии военного ведомства. С приходом Белоусова в структуре Вооруженных сил России может появиться и полноценное киберкомандование, учитывая, что киберпространство становится самостоятельной сферой боевых действий, что уже общепризнано.

В изменениях также нуждается система тылового обеспечения и логистики. Она должна быть переведена на абсолютно новые принципы работы. Без тыла нет победы — это общеизвестно.

Решение всех указанных вопросов должно быть взаимоувязано, а на помощь может прийти экспертное сообщество — при необходимости оформляется первая или вторая форма допуска к гостайне, и эксперт несет ответственность за неразглашение информации, к которой получит доступ для анализа.

Следует признать, что сильной стороной противника является использование неправительственных мозговых центров, что позволяет реализовать более гибкий, вариативный подход в процессе информационно-аналитического сопровождения принимаемых решений. Нам также надо внедрять аналогичные подходы.

СЯС, контрразведка и разведка

На что руководитель МО РФ еще должен обратить внимание в первую очередь? На будущее российских стратегических ядерных сил (СЯС) и каким образом они могут трансформироваться в условиях повышения роли и значения в США высокоточных средств поражения в обычном оснащении, составляющих основу их "Быстрого глобального удара". Для России принципиально важно обеспечить неуязвимость своих СЯС, по крайней мере группировки ответного удара. Если по РФ наносится первый ракетно-ядерный удар, мы должны в ответном ударе гарантированно уничтожить агрессора. Эта формула страхует нас от третьей мировой войны. В данной связи стоит принципиальный вопрос о начале серийного производства и принятии на вооружение боевых железнодорожных ракетных комплексов "Баргузин", текущее местоположение которых в позиционном районе от Москвы до Владивостока не может быть выявлено космическими средствами разведки противника, а следовательно, обеспечивает неуязвимость.

Еще один важный момент — повышение статуса военной контрразведки. Конечно же, это не вопрос Минобороны, а компетенция Федеральной службы безопасности, в составе которой функционирует Департамент военной контрразведки. ДВКР ФСБ осуществляет контрразведывательное обеспечение деятельности МО РФ и всех компонентов российских вооруженных сил.

Однако в условиях новой военно-политической реальности очевидна необходимость трансформации Департамента военной контрразведки в полноценную Третью службу ФСБ с расширением функционала за счет создания в том числе силовых подразделений и оперативно-боевых групп на территории новых субъектов РФ и в прифронтовой зоне. Они нужны для противодействия диверсионно-разведывательным группам ВСУ, борьбы с агентурой противника. Этим в свое время весьма успешно занимался Смерш, опыт которого и лучшие оперативные практики должны быть возрождены.

Речь также идет и о кратном повышении потенциала военной разведки в области агентурного добывания и проникновения в центры принятия решений противника, радиоэлектронной и космической разведки. Именно системный взгляд Белоусова как технократа здесь может принести хорошие результаты при правильном целеполагании по наращиванию возможностей Главного управления Генерального штаба ВС РФ (бывшее ГРУ).

Шойгу в Совбезе

Сергей Шойгу, который с 90-х годов находится на ответственных государственных постах в вертикали власти, исходя из опыта работы в МЧС, Минобороны, уровня его международных связей, в Совбезе будет координировать усилия в сфере национальной безопасности и обороны. Он также будет курировать работу Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС), оружейный экспорт. Его опыт планирования и реализации замысла специальной военной операции на новом посту будет востребован в том числе и для эффективной координации работы всей системы органов, обеспечивающих безопасность страны, в том числе военную, в связи с вызовами и угрозам периода трансформации системы международных отношений и формирования нового миропорядка.