27 мая, 15:20
Мнение

Правительство объявило, куда пойдут налоги

Владимир Саськов — о внедрении прогрессивной системы налогообложения в РФ

Сергей Карпухин/ ТАСС

Реализация курса на модернизацию налоговой системы вышла на финишную прямую. Опросы населения последних лет показали, что в нашем обществе есть устойчивый спрос на социальную справедливость, в том числе на прогрессивную шкалу налогообложения. По этому поводу президент России заявил, что речь идет не только о повышении налогов, но и о решениях, связанных с дополнительными мерами поддержки семей с детьми, имеющих невысокие доходы.

С того времени, когда Владимир Путин сделал это заявление в послании Федеральному собранию, прошло практически три месяца, и все это время шла активная консультативная работа между всеми участниками налоговых правоотношений и бюджетного процесса. А теперь фактически стартовал процесс переноса поручений главы государства в законодательный формат.

Напомню, что 20 мая состоялось заседание экспертного совета комитета Госдумы по бюджету и налогам, в рамках которого были впервые публично озвучены общие направления изменений налоговой системы. И уже 23 мая состоялись парламентские слушания по вопросу совершенствования налогового законодательства, зафиксировав его общую концепцию. Причем общий вектор предлагаемых корректировок в той или иной мере обозначен в направлении повышения справедливости налогообложения.

И начнем с наиболее, пожалуй, чувствительной темы — внедрения прогрессивной системы налогообложения в рамках доходов физических лиц. Можно резюмировать, что между обществом, бизнесом и государством есть консенсус в ключевой позиции по этому вопросу. То есть пришло время реализации функции справедливого налогообложения через механизмы прогрессивной налоговой ставки. При этом государство никоим образом не ставит своей целью снижение богатой прослойки населения. Посыл заключается в том, что богатство — это не только благо, но и ответственность, причем по вполне понятным и более чем объективным причинам.

Крайне важно, что, внедряя прогрессивное налогообложение, мы фактически идем в фарватере мировой налоговой практики и отнюдь не изобретаем фискальный "испанский сапог" (орудие пытки), как бы это ни хотелось представить отдельным противникам такого подхода.

Что обеспокоило общественность в контексте предложений внедрения прогрессивного налогообложения?  Главным образом — опасения повышения налоговой нагрузки на граждан без понимания социальной значимости дополнительных налоговых изъятий.

Что мы узнали в рамках открытого диалога с правительством в формате парламентских слушаний? Будущая налоговая система прогрессивного налогообложения не коснется 95% граждан. То есть акцент на повышение налоговых изъятий сделан исключительно на ту часть населения, которая находится далеко за пределами не только малых доходов, но и, в общем-то, среднего класса как такового.

Кроме того, дополнительные бюджетные налоговые доходы будут иметь целевую окрашенность и перераспределятся на решение социальных задач, в том числе на реализацию национальных проектов "Семья", "Молодежь России", "Продолжительная и активная жизнь", "Кадры" и иные.

И наконец, дополнительные бюджетные доходы позволят расширить инструментарий поддержки малоимущих, в том числе и путем актуализации налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц.

Таким образом, при определенном росте налоговой нагрузки на сверхбогатых граждан снижается налоговое бремя для малообеспеченных слоев населения. Кстати, немаловажно, что, обеспечивая дополнительными доходами данную категорию (за счет налоговой экономии, формируемой вследствие развития налоговых вычетов), формируется и дополнительный спрос на внутреннем рынке, причем отнюдь не на "лакшери"-продукцию импортного производства, а на повседневные товары. А это опять-таки дополнительный плюс в копилку развития российской экономики.

Иными словами, государство фиксирует ключевые акценты предстоящего изменения налогообложения доходов физических лиц в формате повышения справедливости и расширения социальной налоговой функции.

Всем очевидно, что новые меры социальной поддержки требуют и новых источников бюджетных доходов. И в этой связи особым и крайне знаковым в рамках развития налоговой поддержки граждан представляется решение правительства об отказе от повышения налоговых ставок по НДС. В ином случае все меры будущей налоговой поддержки были бы нивелированы негативными экономическими последствиями, так как НДС является ценообразующим налогом и оказывает прямое влияние на розничные цены.

Полагаю, что в сложной ситуации правительству удастся найти сбалансированное решение, соотносящееся с общественным и бюджетным запросом, но не формирующим рост налоговой нагрузки на подавляющее большинство наших сограждан.