Вопросы статуса и статус вопроса: чем грозит антиизраильский шторм

Андрей Широков — о реакции в Израиле на признание государственности Палестины тремя европейскими странами

Christopher Furlong/ Getty Images

"Мир настроен против Израиля так, как мы не видели никогда раньше", — пишет газета The Jerusalem Post. Как свидетельство этого — тот факт, что сегодня, 28 мая, вступают в силу решения о признании государственности Палестины, принятые на прошлой неделе тремя европейскими странами. Первым — 22 мая — о решении официально признать Палестину в качестве государства объявило правительство Норвегии. Вслед за этим о таком же шаге сообщили власти Ирландии и Испании.  

Реакция в Израиле 

Израиль 22 мая отозвал для консультаций своих послов в Ирландии, Норвегии и Испании. Как отметил глава израильского МИД Исраэль Кац, решение этих стран признать государственность Палестины "посылает палестинцам и всему миру сигнал: терроризм выгоден".

Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху в тот же день также отверг признание палестинской государственности со стороны трех стран. По его мнению, такой шаг станет "вознаграждением за террор" палестинским радикалам. Нетаньяху добавил, что потенциально самостоятельная Палестина "будет террористическим государством". "Оно будет раз за разом пытаться повторить резню 7 октября, и мы не согласимся на это. Награда за терроризм не принесет мира", — сказал израильский премьер.

Атака ХАМАС на Израиль

7 октября 2023 года несколько тысяч вооруженных радикалов под руководством ХАМАС напали с территории сектора Газа на населенные пункты и армейские базы на юге Израиля. Нападение сопровождалось массовыми убийствами мирных жителей и захватом 250 заложников, включая детей, женщин и стариков. В ответ Израиль начал военную операцию в Газе с целью уничтожения военной и политической структуры ХАМАС и освобождения всех похищенных. В конце ноября 2023 года при посредничестве Египта и Катара было установлено временное гуманитарное перемирие, которое продолжалось неделю, и за это время, по данным Израиля, были освобождены 110 заложников. 1 декабря режим прекращения огня был нарушен радикалами, боевые действия возобновились и продолжаются по сей день.

27 мая Кац сообщил, что отдал распоряжение МИД страны направить ноту в посольство Испании в еврейском государстве, запрещающую предоставлять консульские услуги палестинцам с Западного берега реки Иордан. "Те, кто вознаграждают ХАМАС и пытаются создать палестинское террористическое государство, не будут иметь контактов с палестинцами", — мотивировал свое решение Кац. В ноте, которую министр опубликовал на своей странице в соцсети X (ранее Twitter), говорится, что "с 1 июня 2024 года генеральное консульство Испании в Иерусалиме может предоставлять консульские услуги только жителям Иерусалимского консульского округа". 28 мая Кац обвинил премьер-министра Испании Педро Санчеса в соучастии в "подстрекательстве к геноциду еврейского народа", так как тот не уволил вице-премьера Йоланду Диас, допустившую "провокационные высказывания", а также из-за намерения признать 28 мая Государство Палестину. "Вы являетесь соучастником в подстрекательстве к геноциду еврейского народа и военным преступлениям", — написал Кац в социальной сети X. По его словам, духовный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи, лидер ХАМАС в секторе Газа Яхья Синвар и вице-премьер Испании Йоланда Диас призывают к уничтожению Государства Израиль и созданию палестинского исламского террористического государства "от реки до моря". 

Вопрос статуса 

Еще в конце апреля верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель заявлял, что до конца мая Палестину признают несколько стран Евросоюза. До сегодняшнего дня среди европейских стран ее государственность признавали Болгария, Венгрия, Кипр, Мальта, Польша, Румыния, Словакия, Чехия, Швеция. Всего в мире такой позиции придерживаются 143 из 193 стран ООН, в том числе Россия.

Ранее в течение 2024 года о признании государственности Палестины заявили также Барбадос (19 апреля), Ямайка (22 апреля), Тринидад и Тобаго (2 мая) и Багамы (7 мая). 9 мая правительство Словении инициировало процесс признания палестинского государства.

Кроме того, 10 мая ГА ООН приняла проект резолюции с рекомендацией Совету Безопасности вновь рассмотреть вопрос принятия Палестины в качестве полноправного члена всемирной организации. Через несколько дней правительство Израиля единогласно отвергло документ. В соответствующем постановлении израильского кабмина подчеркивается, что это решение ГА "не меняет статуса спорных районов, не передает никаких прав" палестинской стороне, "не ляжет в основу для будущих переговоров" и "не способствует достижению мирного решения".

Статус и диктат

При этом в феврале 2024 года правительство Израиля единогласно утвердило выдвинутую Нетаньяху резолюцию, отвергающую "диктат" со стороны международного сообщества по окончательному статусу урегулирования конфликта с палестинцами и признанию палестинского государства. В резолюции отмечается, что Израиль продолжит выступать против "одностороннего признания палестинского государства". "Урегулирование, насколько оно достижимо, будет осуществляться исключительно путем прямых переговоров между сторонами (израильтянами и палестинцами — прим. авт.) без предварительных условий", — подчеркивается в решении израильского правительства. Нетаньяху, представляя проект документа министрам более трех месяцев назад, отметил, что делает это "в свете ведущихся в последнее время в международном сообществе разговоров, касающихся попытки в одностороннем порядке навязать Израилю палестинское государство". 

Вместе с тем последние прямые переговоры израильтян и палестинцев были прерваны 10 лет назад после девяти месяцев безуспешных попыток сближения позиций. Так, 29 апреля 2014 года истек девятимесячный срок, специально отведенный тогда США израильтянам и палестинцам для мирного урегулирования. За это время, по замыслам американской администрации, должно было появиться если не окончательное соглашение, то хотя бы рамочная договоренность. Но переговоры в апреле завершились провалом, ситуация начала обостряться, и уже в июле 2014 года после очередного массированного ракетного обстрела израильских городов из сектора Газа Израиль начал длившуюся в тот раз 50 дней военную операцию в палестинском анклаве.   

За девять месяцев мирного процесса в 2013 и 2014 годах израильская и палестинская делегации провели более двух десятков раундов прямых переговоров, но никто из участников консультаций не говорил об их содержании и результатах, ссылаясь на соответствующую договоренность с американскими посредниками. Но успех Соглашений Осло, приведших к образованию Палестинской национальной администрации на Западном берегу реки Иордан и в секторе Газа в середине 90-х годов прошлого века, повторить не удалось. Все основные вопросы, без решения которых урегулирование невыполнимо, остались без ответов. Среди них — статус Иерусалима, судьба палестинских беженцев, границы палестинского государства, включая вопрос строительства еврейских поселений на Западном берегу реки Иордан. Позиции сторон по ним как были, так и остаются противоположными. 

Кстати, и предыдущий раунд мирного процесса между сторонами ближневосточного конфликта также закончился безрезультатно в 2010 году. 

Суды и операция

Кроме признания странами мира государственности Палестины, Израиль находится также под беспрецедентным давлением со стороны международных судов. Так, 24 мая Международный суд ООН постановил, что Израиль в соответствии со своими обязательствами по конвенции о геноциде "должен немедленно прекратить военное наступление и любые другие действия в Рафахе (город в секторе Газа на границе с Египтом — прим. авт.)", которые могут негативно отразиться на населении анклава. 

В совместном ответном заявлении главы Совета национальной безопасности Цахи Ханегби и представителя Министерства иностранных дел Израиля говорится, что "Израиль не проводил и не станет проводить в районе Рафаха военные действия, которые создают условия жизни, способные привести к уничтожению палестинского гражданского населения, полностью или частично". Министр в чрезвычайном израильском военном кабинете Бени Ганц параллельно заявил, что Израиль намерен продолжать "справедливую и необходимую" войну против ХАМАС и "продолжать действовать в соответствии с международным правом там, где это необходимо, в том числе и в Рафахе". Он подчеркнул, что Израиль "обязан продолжать борьбу за возвращение заложников и обеспечение безопасности граждан", заверив, что еврейское государство "продолжит усилия, направленные на то, чтобы избегать причинения вреда гражданскому населению" сектора Газа.

Как отмечает газета Haaretz, "замысловатая формулировка решения суда" "оставляет Израилю возможность использовать интерпретацию, согласно которой военная операция в Рафахе пока может продолжаться". Решение Международного суда "не приведет к немедленному изменению хода войны в секторе Газа", но "дополняет растущее международное давление, оказываемое на Израиль с целью прекращения боевых действий", считает газета. 

Вопрос юрисдикций

20 мая прокурор Международного уголовного суда (МУС) Карим Хан обратился в палату предварительного производства с требованием выдать ордер на арест премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху и министра обороны страны Йоава Галанта. По его утверждению, прокуратура собрала доказательства, которые позволяют полагать, что они "несут ответственность за военные преступления и преступления против человечности" на палестинских территориях "как минимум с 8 октября 2023 года". Одновременно Хан потребовал выдачи ордеров на арест трех лидеров палестинского ХАМАС.

США и Израиль, которые не являются государствами — участниками Римского статута, отвергли ходатайство прокурора МУС в отношении израильских руководителей как "возмутительное и позорное". Страны ЕС, ратифицировавшие договор, разошлись во мнениях касательно требования Хана выдать ордера на арест Нетаньяху и Галанта. При этом глава евродипломатии Жозеп Боррель открыто заявил, что государства — участники Римского статута обязаны выполнять решения МУС.

МИД Израиля назвал "решение, принятое прокурором Ханом", "воплощением абсурда". "Израиль не является государством — участником МУС и, как и другие страны, не признает юрисдикцию этой инстанции над текущим конфликтом [в секторе Газа]", — указали тогда же в ведомстве. Главный военный прокурор Израиля Ифат Томер-Йерушалми 27 мая на конференции юристов в Эйлате отдельно указала на то, что Хан "возмутительным образом перечислил их (премьера и главы МО Израиля) имена в одном предложении с лидерами террористической организации ХАМАС".

Открытое противостояние Израиля с международными организациями, их конкретными чиновниками, а также представителями руководства ряда стран Евросоюза к лету 2024 года достигает беспрецедентных масштабов. Эксперты опасаются, что отсутствие гибкости в позиции Израиля в отношении решений международных судов и комиссий приведет к дальнейшему ухудшению положения страны на международной арене. А также это вызовет обратный эффект, спровоцировав еще большую приверженность международного сообщества принципу "двух государств для двух народов" как единственному пути завершения длящегося десятилетия конфликта. Как отмечает The Jerusalem Post, сейчас "Израиль не может позволить себе стать государством-изгоем" и ему необходима поддержка.