Иноагент иноагенту рознь? Чем американцев не устраивает грузинская мечта
Андрей Шитов — о том, почему разгорелся сыр-бор вокруг закона об иноагентах в Грузии и кто такие "беби-FARA"
"Солнце для Грузии, и уже давно, восходит с севера", — утверждал в свое время лидер советской Грузии Эдуард Шеварднадзе, который позже, после распада СССР, успел поработать и президентом своей страны. С тех пор минуло более полувека, и аллегория, казалось бы, безнадежно устарела. Но теперь в новой системе политических координат от Тбилиси требуют признать, что солнце для него должно восходить строго на Западе. А в Грузии многие удивляются: опять ходить строем под чужую дудку? А с какой стати? Разве об этом мы мечтали?
Триумф или трагедия?
Задуматься об этом заставляет сыр-бор, разгоревшийся в последнее время вокруг грузинского закона об иноагентах (официальное название — "О прозрачности иностранного влияния"). Он был принят парламентом, отклонен президентом страны Саломе Зурабишвили, но вновь направлен ей на подпись 28 мая после того, как парламентское большинство от правящей партии "Грузинская мечта — Демократическая Грузия" преодолело президентское вето. Теперь, если глава государства в положенный пятидневный срок не утвердит это решение, закон будет подписан председателем парламента Шалвой Папуашвили и вступит в силу. Несколько НПО объявили о намерении обжаловать его в Конституционном суде.
Канва событий, конечно, слегка запутанная, но, по-моему, в целом вполне понятная, логичная и легитимная. Более того, мне как человеку, полжизни проработавшему за океаном и привыкшему профессионально вникать в коллизии между различными ветвями власти в США, легко представить ее как пример торжества законности и представительной демократии.
Не сомневаюсь, что если бы все происходило в Америке, то тамошний агитпроп именно так все бы и преподносил (вот ведь сейчас обвинительный приговор экс-президенту Дональду Трампу, позорящий США на весь мир, либеральные СМИ выдают за "победу правосудия"). К тому же грузинский закон, как всегда подчеркивали сами его авторы, вдохновлен американским примером — Актом 1938 года о регистрации иностранных агентов (Foreign Agents Registration Act, FARA) и во многом чуть ли не списан с него.
Но вот поди ж ты. В грузинском варианте "прозрачность иностранного влияния" почему-то воспринимается сонмом критиков не как триумф демократии, а как трагическое надругательство над ней. На тбилисском "майдане", в коридорах власти Вашингтона и Брюсселя и в западных СМИ хором предупреждают, что о дальнейшем сближении с Западом грузинам теперь можно как бы и не мечтать. Закон именуется не американским, а "российским" по духу, инициаторам и сторонникам его грозят карами — вплоть до персональных санкций. Более того, глава правительства Грузии Ираклий Кобахидзе рассказал, как один из еврокомиссаров пытался припугнуть его примером недавнего покушения на премьера Словакии Роберта Фицо.
"Уже не партнеры, а противники?"
Официальным откликом США на принятие закона стало заявление госсекретаря Энтони Блинкена (от 23 мая) "о политике визовых ограничений за подрыв демократии в Грузии и всеобъемлющем пересмотре всего американо-грузинского взаимодействия". Согласно документу, как сам закон, так и "репрессивная тактика, используемая для подавления легитимного инакомыслия", якобы "противоречат давно заявленной цели Грузии — отраженной и в ее конституции — евроатлантической интеграции и стратегическому партнерству с Соединенными Штатами". Указано, что под визовые ограничения может попасть "любой, кто подрывает демократические процессы или институты в Грузии, в том числе в преддверии, во время и после октябрьских выборов 2024 года" в закавказской стране. Кроме того, невъездными в США могут стать и "ближайшие родственники таких людей".
Позже официальный представитель Госдепартамента Мэтью Миллер устно добавил на пресс-брифинге, что "действия правящей партии [Грузии] и антизападные высказывания угрожают ее демократическому пути, экономической безопасности в будущем, членству в ЕС, а также ставят под угрозу отношения США и Грузии". Дипломат напомнил, что Тбилиси получает от Вашингтона $390 млн в год в виде помощи, в том числе и военной, и предупредил, что "все это придется пересмотреть, если грузинское правительство станет теперь рассматривать США и других западных партнеров уже не как партнеров, а как противников".
Со своей стороны и Кобахидзе позже заявил, что отношения с США нуждаются в пересмотре и оздоровлении. А на Смоленской площади в Москве мне по этому поводу сказали: мол, данный опыт показывает, как "любая самая близкая страна" может для Вашингтона "разом превратиться в изгоя". И это урок отнюдь не только для Тбилиси…
С переходом на личности
Готовят ли США новые санкции против бывшего премьер-министра Грузии Бидзины Иванишвили, Миллер на том же брифинге в Госдепе не уточнил. Интересовавшийся этим репортер называл Иванишвили просто "олигархом", но тот, как мне все подтверждали, по сей день считается теневым лидером своей страны; будучи почетным председателем правящей партии "Грузинская мечта", им же в свое время и основанной, он пару недель назад отказал во встрече американскому эмиссару — помощнику госсекретаря США Джеймсу О'Брайену.
По словам моих знакомых экспертов, Иванишвили — человек твердых моральных принципов, пользующийся авторитетом не только в бизнесе и политике. Он известен как сторонник традиционных семейных ценностей, не приемлющий всевозможных "радужных" новаций так называемых сексуальных меньшинств. Понятно, что все это идет вразрез с так называемой пробужденческой повесткой дня, доминирующей сейчас на коллективном Западе.
Поэтому не приходится удивляться, что в Швейцарии уже заморожены крупные активы грузинского олигарха. Прошлой осенью сингапурский суд постановил, что банк Credit Suisse обязан выплатить Иванишвили компенсацию в размере $743 млн. Тяжба продолжается.
Какая еще дипломатия?
Европа привычно следует в подходе к постсоветскому пространству в фарватере США. Глава внешнеполитической службы Евросоюза Жозеп Боррель и Еврокомиссия в целом предупредили Тбилиси, что новый закон об иноагентах станет препятствием на пути интеграции Грузии в ЕС, и призвали от него отказаться. Несколько стран предложили в этом контексте ввести против Грузии визовые и финансовые санкции.
Как часто бывает, особенно усердствовали неофиты ЕС и НАТО — прибалты. Главы МИД Латвии, Литвы и Эстонии, а также Исландии посетили Тбилиси; трое последних выступили на митинге оппозиции у здания парламента. Особенно отличился литовский министр Габриэлюс Ландсбергис, подчеркнувший, что для интеграции в ЕС Грузии так или иначе придется поступиться частью своего суверенитета.
У властей Грузии недипломатичные высказывания гостя-дипломата вызвали понятное неприятие. Премьер Кобахидзе, комментируя этот эпизод по просьбе журналистов, сказал: "Помню, несколько месяцев назад один из членов нашей команды отметил, что членство в ЕС означает уступку части суверенитета. Тогда он встретил очень большую критику со стороны наших политических оппонентов. А сегодня эту простую истину трижды повторил глава МИД Литвы". "Это, само собой, факт — когда страна становится членом ЕС, она уступает значительную часть суверенитета, — продолжал грузинский политик. — Но, когда глава МИД конкретной страны делает это заявление в контексте акции политического меньшинства, это, конечно, вызывает определенную озабоченность".
В жизни вообще форма часто не менее важна, чем содержание. Дипломаты, привычные к требованиям протокола, должны это понимать лучше, чем кто-либо. Да и исторические параллели из недавнего прошлого напрашиваются: помните, как в декабре 2013 года и.о. замгоссекретаря США Виктория Нуланд раздавала протестующим в Киеве свои знаменитые "печеньки"?
"Чтобы всегда оставалось зарубежьем"
Почему для России заказан вход в западный междусобойчик, именуемый "цивилизованным миром", я недавно писал со слов американского отставного спецназовца и основателя ЧВК Blackwater Эрика Принса. Но у некоторых наших соседей иллюзии, возможно, еще сохраняются — тем более что их старательно подзуживают. В свое время еще советник президента Билла Клинтона по России, Украине и Евразии Марк Медиш доходчиво объяснил мне подход США к постсоветским государствам: "Мы понимаем, что для вас они всегда были, есть и будут ближними. Но свою задачу видим в том, чтобы при этом они всегда оставались для вас зарубежьем".
Вот они и работают. Как именно — я не раз показывал на конкретных примерах. Так, в начале 2005 года вашингтонская компания Rock Creek Creative сама с гордостью раструбила, как создавала и поддерживала один из основных интернет-сайтов украинской "оранжевой революции" — "Украина в Европе и мире". А в 2011 году вскрылась примерно такая же история с Грузией и другой вашингтонской фирмой — Orion Strategies. В ее случае подоплека политической заказухи просматривалась даже лучше, поскольку хозяин Orion Рэнди Шейнеманн ранее был советником известных американских "ястребов" — Дональда Рамсфелда и Джона Маккейна. Либеральное сетевое издание Salon.com тогда с горечью подчеркивало, что поддержка режима Михаила Саакашвили могла быть выгодна самому этому режиму и даже его американским покровителям, но никак не налогоплательщикам в США.
Теперь же США и ЕС фактически просто предъявляют Грузии ультиматумы: дескать, хочешь попасть в наш монастырь, заранее соблюдай общий устав. По сути, как прямо подтвердил Ландсбергис, — отказывайся от суверенитета. В свое время западники приписывали "доктрину ограниченного суверенитета" советскому лидеру Леониду Брежневу, но сами без всякого зазрения совести исповедуют этот подход. Как сейчас принято иронизировать, "это другое".
Кто и что "инспирирует"
Впрочем, действующие грузинские власти все же пытаются "свое суждение иметь". Кобахидзе публично выразил уверенность в том, что закон об иноагентах не перечеркивает перспективу вступления его страны в ЕС, а наоборот. "Закон о прозрачности создаст лучшую почву для обеспечения членства Грузии в Евросоюзе", — сказал он, добавив, что "к 2030 году Грузия будет готова" и затем "с честью, независимостью, свободой и с суверенитетом" станет членом ЕС.
Что премьера никто на Западе особо не слушал, само собой разумеется. Но ведь в реальной политике это и не главное. Важна позиция собственных избирателей, в данном случае — на предстоящих октябрьских выборах.
Регистрация в Грузии иноагентов, получающих более 20% своего финансирования из-за рубежа, по новому закону должна начаться в сентябре, т.е. аккурат под выборы. Как ни крути, это будет выглядеть как явная политическая победа действующей власти. Напомню, что и в заявлении Блинкена о контрмерах США также содержалась привязка к выборам.
В этом контексте понятнее накал страстей. Цели у оппозиции радикальные. Тина Бокучава, возглавляющая в парламенте фракцию оппозиционного "Единого национального движения" (партия Саакашвили), без обиняков сказала американской газете Politico: "Европейские чаяния Грузии можно сохранить лишь путем смены режима. В преддверии октябрьских выборов лидерам оппозиции жизненно важно сплотиться, чтобы отменить инспирированный Кремлем закон и вернуть Грузию на европейский путь".
Но тут еще вопрос, кто что инспирировал. Новый закон, как я понимаю, как раз и призван пролить для избирателей свет на то, кем проплачены призывы формально независимого и свободолюбивого "гражданского общества". Это может оказаться особенно важным в случае успешного выступления на выборах действующей партии власти и неизбежного обвинения ее в фальсификациях и подтасовках. Полезно будет знать и понимать, "а судьи кто".
Согласно комментарию на левацкой платформе LeftEast, в небольшой по размерам Грузии зарегистрировано свыше 25 тыс. (!) НПО, и "подавляющее большинство" из них "не имеет вообще никакого местного финансирования". А влияние их обусловлено "не общественной поддержкой, а доступом к западным посольствам и ресурсам". Вдумайтесь в это признание и вспомните слова президента России Владимира Путина о "слабых, не уверенных в себе" странах, "где действуют десятки НПО, которые кормятся с американской руки".
"Не так страшен черт, как его малютки"
В целом двойной стандарт демагогии вокруг нового закона зашкаливает. Создавался он, как уже упоминалось, по образу и подобию американского FARA. На сегодняшний день это ключевой инструмент борьбы с лоббированием иностранных политических интересов в США — гораздо более жесткий и требовательный, чем его грузинский аналог.
Такие же по смыслу законы действуют в Австралии (с 2018 года) и Великобритании (с 2023-го). В мае сего года проект закона о противодействии иностранному влиянию зарегистрирован в парламенте Канады. Примеру англосаксов следуют их друзья и партнеры, включая Францию и Израиль. Что касается остального мира, то, например, в Китае деятельность иностранных НПО строго регулируется с 2017 года.
В США в последнее время федеральный FARA подкрепляется еще и местными законами того же содержания. Как сообщали 30 апреля специалисты транснациональной юридической компании Covington & Burling, "за последние несколько недель законопроекты, зеркально отражающие FARA, внесены в законодательные собрания Аризоны, Калифорнии, Джорджии, Оклахомы и Теннесси". Уточняется, что в двух последних штатах новые ограничительные меры (так называемые "baby FARA" laws) направлены конкретно против таких недружественных стран, по определению госсекретаря США, "как Китайская Народная Республика, Российская Федерация, Исламская Республика Иран, Корейская Народно-Демократическая Республика и Республика Куба".
Для штатов тема борьбы с иноагентами, конечно, непрофильная, что порой приводит к курьезам. В Джорджии губернатор Брайан Кемп сгоряча чуть ли не перепутал собственный штат с Грузией, поскольку по-английски их названия пишутся и произносятся одинаково, и заветировал проект закона. В результате, по меткому замечанию представителя МИД РФ Марии Захаровой, для Госдепа США наступил цугцванг: получилось, что демократии нет именно в Джорджии.
"Партнерство" без выгод
Поскольку речь у нас шла о выборах, поделюсь личным воспоминанием. В начале весны на наши президентские выборы приезжала группа иностранных наблюдателей и электоральных экспертов. На их итоговой пресс-конференции в ТАСС я поинтересовался, есть ли у них опыт такой же работы в США или других западных странах.
В ответ директор Грузино-российского общественного центра им. Е.М. Примакова Дмитрий Лорткипанидзе сказал, что, насколько ему известно, на выборы в США наблюдателей от Грузии никогда не приглашали, при том что страны с 2009 года считаются стратегическими партнерами. А теперь мне специалисты напомнили и о том, что между Грузией и США до сих пор нет ни соглашения о свободной торговле, ни двустороннего безвизового режима, ни прямого авиасообщения, ни других льгот и привилегий. Наоборот, и имеющиеся связи в Вашингтоне намерены "пересматривать".
А, скажем, с Россией и Китаем у Грузии безвизовый обмен есть — более того, в Москве, как я понимаю, настроены и на дальнейшее расширение контактов между людьми. На мой взгляд, это важнее любых обещаемых Тбилиси Западом "стандартов НАТО". Кстати, стандарты-то эти зачем нужны? Чтобы превратить Грузию в еще одну "анти-Россию" наподобие злосчастной сегодняшней Украины? А оно нужно стране, которая веками "цвела… за гранью дружеских штыков"?
Любовь сильнее ненависти
Поэтому напоследок — о главном. В советское время бытовал журналистский штамп, согласно которому нам часто не нравится политика властей США, но это не мешает нам испытывать симпатии к американскому народу. Вся моя долгая работа за океаном убеждала меня в том, что это так и есть, и я не раз публично говорил об этом американцам. Я к ним отношусь с большим уважением, у меня среди них немало друзей.
Но это, по-моему, тем более верно по отношению к нашим ближайшим соседям. Какая там у них власть и какую политику она проводит — их дело, во всяком случае, пока это прямо не затрагивает наши собственные жизненные интересы. Но братские отношения народов, веками живших бок о бок, в том числе и в составе единого государства, — это наше общее ценнейшее достояние. Если угодно, исторически сложившаяся "сфера влияния" — только не сверху вниз, как на колониальном Западе, а на равных: дружеского и взаимообогащающего влияния друг на друга. Именно ее нам надо противопоставлять попыткам создания "анти-Россий" у наших границ. А мы чуть ли не стесняемся об этом говорить вслух.
Я не о вмешательстве в чужие дела: оно, конечно, недопустимо и должно быть полностью исключено. Но мы же должны проводить различие между так называемыми элитами, которым к тому же нередко приходится петь с чужого голоса, и настроениями простых людей? У нас и наш президент постоянно это подчеркивает.
Скажу за себя: я друг той Грузии, которую прежде олицетворяли для меня Булат Окуджава или Георгий Данелия, а ныне воплощают мои московские друзья-грузины. Всегда им был и всегда буду. Да и вообще, нам, по-моему, необходимо массовое движение друзей Грузии (а если на то пошло, то и Украины, Армении, Молдавии и других постсоветских стран). Открытое, прямое и гласное, чтобы не сказать громогласное, поддерживаемое властями. Опирающееся на общность нашего исторического, культурного, религиозного опыта. И, между прочим, не идеалистическое, а вполне прагматичное — поскольку любовь не только справедливее и гуманнее, но и мудрее и сильнее ненависти.
А тем, кто пытается нас "разделять и властвовать", повторю слова, звучащие в последнее время едва ли не в каждом моем тексте: "Янки, гоу хоум!" Вам самим — и всему миру — лучше будет.