В последние годы Китай под руководством председателя Си Цзиньпина продолжает активную консолидацию вокруг себя стран глобального Юга, который рассматривается Пекином как основа для реформирования "нового мирового порядка". Еще в марте на пресс-конференции в рамках 2-й сессии Всекитайского собрания народных представителей (высший законодательный орган) 14-го созыва глава МИД КНР Ван И подчеркнул, что страны Африки, Азии, Латинской Америки и Ближнего Востока больше не являются "молчаливым большинством", а постепенно становятся "ключевой силой реформирования международного порядка и источником надежды, поскольку мир претерпевает глубокие изменения, невиданные за столетие".
Единая система
Добиваясь единства стран глобального Юга и их формирования в единую экономическую систему, Пекин демонстрирует беспрецедентную активность в плане наращивания и усиления связей с региональными государствами и объединениями. Так, в начале июня по приглашению центральных властей Китая страну практически одновременно посетят высокопоставленные представители сразу пяти государств: вице-президент Бразилии, премьер-министр Пакистана и главы МИД Венесуэлы, Кубы и Турции. Кроме того, уже осенью Пекин примет саммит Китай — Африка, а в 2026-м планируется организовать саммит Китай — арабские страны.
Страны Ближнего Востока занимают отдельное место в китайской дипломатии. Одним из наиболее заметных своих достижений внешнеполитическое ведомство КНР считает посреднические усилия, позволившие добиться нормализации отношений между Ираном и Саудовской Аравией. При этом обоюдный интерес между Пекином и странами Ближнего Востока в последнее время только нарастает. Этот регион становится для КНР объектом не только экономической заинтересованности в том, что касается энергетического или финансового сотрудничества. Активно принимая участие и продвигая свою точку зрения по таким значимым региональным вопросам, как обострение палестино-израильского конфликта, урегулирование ситуации в Сирии, Пекин существенно расширяет свое геополитическое влияние и участие в глобальных процессах за пределы Азиатско-Тихоокеанского региона.
Что показал форум с арабскими странами
Как показал прошедший в конце мая Форум сотрудничества Китая и арабских стран, на котором присутствовал лично и произнес речь Си Цзиньпин (притом что уровень встречи был заявлен как министерский), обе стороны намерены "выступать за равноправную и упорядоченную многополярность в мире и инклюзивную экономическую глобализацию, а также за создание модели сотрудничества Юг — Юг в глобальном управлении". На мероприятии также присутствовали представители 22 стран — членов Лиги арабских государств, в том числе Египет, Иордания и Саудовская Аравия. Согласно сообщениям турецкого агентства Anadolu, после конференции представители сторон опубликовали совместное заявление, в котором "осудили продолжающуюся агрессию Израиля против палестинского народа". Это стало определенным изменением в сдержанной до этого позиции Китая, которая, вероятнее всего, учитывала деловые связи с Израилем и заключалась в основном в призывах к реализации решения ООН о двух государствах, поставке гуманитарной помощи жителям Палестины и скорейших мирных переговорах.
В ходе прошедшего форума лидер Китая обозначил намерение "укреплять стратегическое сотрудничество с арабской стороной в нефтегазовой сфере, ускорить переговоры по двусторонним и региональным соглашениям о свободной торговле, продвигать механизм диалога по сотрудничеству в области электронной коммерции". Он подчеркнул готовность Пекина обеспечивать безопасность поставок и рынка в целом, продвигать совместные научно-исследовательские проекты, связанные с разработкой технологий и созданием нового оборудования.
Си Цзиньпин также обозначил заинтересованность китайской стороны в укреплении сотрудничества китайских и арабских Центробанков, призвал к выпуску арабскими странами "панда-облигаций" (номинированные в юанях облигации, размещаемые иностранными компаниями и банками на внутреннем рынке Китая — прим. авт.) и присоединению арабских банков к системе трансграничных межбанковских платежей. Генеральный секретарь Лиги арабских государств Ахмед Абу аль-Гейт, в свою очередь, охарактеризовал событие в интервью агентству Синьхуа следующим образом: "Дискуссии между двумя сторонами были интенсивными и теплыми, что отражает общее желание построить прочные отношения". Он также отметил, что между Китаем и арабскими странами "существует чувство прочного взаимного доверия, и обе стороны связаны взаимовыгодным сотрудничеством, направленным на достижение общих интересов".
Итого
В складывающихся обстоятельствах для основных стран глобального Юга, то есть государств с развивающейся экономикой и невысоким уровнем дохода населения, условия взаимовыгодного сотрудничества, предлагаемые Китаем, могут в силу своей практической целесообразности быть гораздо более привлекательными, чем те форматы сотрудничества, которые предлагают ЕС и США. Это касается и финансовой, энергетической сфер, инвестиции развития и инфраструктурных проектов, в том числе в рамках продвигаемой Пекином инициативы “Один пояс, один путь”.
Как отметил Ахмед Абу аль-Гейт, "Все арабские страны являются участниками инициативы "Пояс и путь", которая играет важную роль в укреплении арабо-китайского сотрудничества". Об этом свидетельствует и стремительно растущая среди стран глобального Юга популярность интеграционных объединений, где одной из движущих сил является Китай, в первую очередь БРИКС.