"Плохой" или "хороший": чем могут помочь и навредить школьные оценки за поведение
Елена Корбмахер — про некоторые психологические аспекты инициативы
В последнее время довольно активно обсуждают инициативу по введению оценок за поведение, предложенной главой президентского Совета по правам человека Валерием Фадеевым. Предполагается, что такая оценка даже станет критерием допуска к итоговой аттестации.
Предлагаю рассмотреть это предложение с точки зрения психологии.
Большинство не связанных с педагогикой людей не видят разницы между понятиями "отметка" и "оценка". Опираясь на взгляды виднейшего педагога Шалва Амонашвили, оценка — это прежде всего процесс, деятельность оценивания, осуществляемая человеком. Отметка — это результат процесса оценивания, его условно-формальное отражение.
Оценке обычно подвергаются имеющиеся знания школьников, проявленные ими умения и навыки, без учета объективных условий обучения. В результате этого оценивания в журнале и дневниках появляются циферки — отметки. Именно на них ориентируются все участники образовательного процесса и по ним судят об успешности освоения образовательной программы.
Может ли оценка за поведение что-то регулировать
Смоделируем ситуацию: подросток 12 лет перед школой стал участником семейного конфликта. Зайдя в учебное заведение в нестабильном состоянии и не имея развитых навыков эмоциональной саморегуляции, он разрядил свою агрессию на первого попавшегося нечаянно толкнувшего его мальчишку.
Как можно оценить такое поведение, глядя на ситуацию в моменте? Конечно, как неудовлетворительное. Поможет ли оценка за поведение этому подростку решить свои эмоциональные и поведенческие проблемы? Как такая оценка позволит что-то исправить? Никто ведь не станет разбираться в причинах плохого поведения каждого учащегося, если будет задача только оценить. Да и не всегда так просто докопаться до причин. Иногда для этого требуется много времени и усилия бригады специалистов, ибо поведение человека сложно и нелинейно. Особенно если этот человек находится на пути взросления.
Мне могут возразить: эта оценка нужна для того, чтобы родители знали о проблемах с поведением своего ребенка. Опять же, знать о проблемах — не значит решать ее или же конструктивно на нее реагировать. Достаться в ситуации выставления плохой оценки за поведение может всем: и ребенку, и педагогу, и мало ли кому еще. Все люди разные по уровню родительских и педагогических компетенций. А некоторые вообще могут решить, что плохая оценка за поведение у ребенка — это вердикт нашей воспитательной несостоятельности. Так что есть риски того, что оценкой за поведение учитель не сможет сообщить родителю больше, чем простым разговором с глазу на глаз.
Если же рассмотреть оценку за поведение как критерий допуска к ОГЭ и ЕГЭ, то тем самым мы просто добавим в жизнь школьников и педагогического коллектива еще один стрессор. Будет ли он способствовать повышению мотивации к хорошему поведению?
Нужна ли школьнику оценка за поведение
Многие эксперты уже высказались на этот счет, посмотрев на ситуацию в разрезе возраста учащихся. Я бы посмотрела на эту ситуацию еще и с позиций их потенциальных психологических издержек.
Для части людей (независимо от возраста) характерна склонность воспринимать неблагоприятную оценку своего поведения извне как критику его личности в целом. Особенно если эта оценка наполнена негативными эмоциями оценивающего и критиканством. И тогда частная оценка поведения, периодически повторяясь, в голове оцениваемого может превратиться в глобальную оценку его личности — "я никчемный" или "я непривлекательный". Особенно высоки риски развития такого сценария, если ребенок ниоткуда не получает иной обратной связи о себе.
Другая крайность, с которой мы можем столкнуться, если приучим детей строго ориентироваться на оценку поведения извне, — неумение самостоятельно оценивать свое поведение, недоверие своему собственному мнению о своей "плохости" или "хорошести". Это может произойти и с мальчиками и с девочками. Даже вырастая и добиваясь значительных успехов, они не считают, что достаточно хороши и прилежны. Им для этого нужен кто-то для них авторитетный, кто заверит: "Ты молодец!"
Еще один вариант негативного развития событий вокруг оценки за поведение — повышение тревожности и актуализация различных страхов у тех детей, в которых родители взращивают перфекционизм и достигаторство. Причем такая тревога может в свою очередь провоцировать поведение, которое не очень грамотными педагогами может быть расценено как неудовлетворительное (например, частые отлучки с урока в туалет или отказ идти на урок к какому-то конкретному учителю).
Приведенный выше перечень потенциальных психологических проблем школьников, обусловленных оцениванием их поведения, бесспорно не полон и не претендует на истину в последней инстанции. Однако может стать отправной точкой к размышлениям об экологичности оценок за поведение.
Культура оценивания
Мы живем во времена, когда отовсюду транслируется, что все мы уникальны, что важны наши собственные ценности и цели, а мнение другого человека о нас и нашем поведении не обязательно к восприятию.
Мы живем во времена, когда личность учителя нуждается в защите от насилия и оскорблений на законодательном уровне. Мнение учителя уже давно не считается авторитетным. Учителю можно дерзить, его можно выводить на эмоции, снимая на этой фактуре шок-контент для соцсетей.
А что же сам учитель? А он занят подготовкой к урокам, их проведением, методической работой, собственной аттестацией, составлением индивидуальных образовательных маршрутов и так далее. Нетрудно догадаться об объемах этой работы, учитывая нарастающий дефицит педагогических кадров. И увы, но некоторые представители молодого поколения учителей о явлениях педагогической этики и культуры забыли, сдав соответствующий экзамен в педагогическом вузе.
Таковы исходные данные для введения практики оценивания поведения учащихся. Полагаю, что этот процесс нуждается в серьезной подготовительной работе. И это не только разработка критериев и системы санкций к тем, чьи оценки будут неудовлетворительными. Очень важно, разрабатывая предложенную Фадеевым инициативу, не свести все к формализму. Когда оцениваемым "до лампочки" эти оценки, а оценивающие получат просто дополнительную нагрузку в виде заполнения новой графы в отчетных документах.
Школа занимает значительное место в жизни каждого человека. Она и входящие в нее ученические и педагогические коллективы могут стать значительным ресурсом по компенсации многих затруднений, с которыми на своем жизненном пути сталкивается взрослеющий человек. А может и наоборот — стать источником этих проблем. И если введение оценки за поведение необходимо, то целесообразно сделать ее инструментом помощи ученику, а не способом сообщить окружающим, что кто-то плох или хорош. В конце концов, какой смысл в оценке ради оценки?