Премьер-министр Италии Джорджа Мелони завершила официальный визит в Пекин. Она провела встречи с председателем КНР Си Цзиньпином, премьером Госсовета КНР Ли Цяном и председателем Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП, парламент) Чжао Лэцзи. На фоне выхода Италии из китайской инициативы "Один пояс — один путь" стороны объявили о стремлении к новым формам сотрудничества.
Зигзаги Рима
Комментируя визит Мелони, Министерство иностранных дел КНР лаконично сообщило, что стороны "обсудили вопросы двустороннего сотрудничества, а также темы, представляющие взаимный интерес". Сама итальянка на форуме предпринимателей двух стран в рамках визита заявила о необходимости укреплять партнерство с Пекином и развивать "более эффективное" итальяно-китайское торгово-экономическое сотрудничество. Было также объявлено о договоренности подписать с Китаем трехлетний план действий по "осуществлению новых форм сотрудничества".
Визит Мелони состоялся через семь месяцев после того, как Рим принял решение не продлевать действие подписанного в 2019 году меморандума о присоединении к китайской инициативе "Один пояс — один путь". Примерно тогда же итальянский премьер получила от Си Цзиньпина приглашение посетить Пекин, однако Мелони заявляла, что отправится в Китай, "когда сложится повестка".
Италия была единственной из стран Группы семи, подписавшей подобный документ. При этом в Риме старались не афишировать решение выйти из китайской инициативы. Как писала газета Corriere della Sera, нота с соответствующим решением итальянского руководства была направлена МИД КНР через посольство в Италии, однако официальных комментариев от правительства тогда не последовало. Несмотря на то что отказ Рима от участия в проекте "Один пояс — один путь" был прогнозируемым с учетом негативного отношения администрации Мелони к инициативе, ряд специалистов высказывали мнение, что это решение было принято под давлением США и администрации ЕС. Там с самого начала негативно отнеслись к решению Италии присоединиться к "Поясу и пути".
"Шелковая" политика Пекина
И все же можно констатировать, что, несмотря на несколько замысловатый "бэкграунд", визит главы итальянского правительства прошел в атмосфере диалога и взаимной заинтересованности. Тематика сотрудничества в рамках китайской инфраструктурной инициативы была затронута Си Цзиньпином, который призвал итальянскую сторону "придерживаться духа Шелкового пути и развивать двусторонние отношения с исторической, стратегической и долгосрочной точек зрения".
Исходя из высказываний китайских представителей, значение китайско-итальянских контактов для Пекина выходит за рамки двухстороннего партнерства и имеет более широкое стратегическое значение. "Китай надеется, что Италия поймет и поддержит его философию развития и сыграет конструктивную роль в продвижении диалога и сотрудничества между КНР и ЕС, а также в содействии позитивному и стабильному развитию отношений между Пекином и Брюсселем", — подчеркнул китайский лидер на встрече с Мелони.
С учетом заявлений Рима о твердом намерении наращивать стратегическое партнерство с Китаем, несмотря на скептическое отношение еврочиновников к укреплению связей с КНР и на фоне явно антикитайских заявлений в ходе июньского саммита G7 призыв китайского лидера, думаю, может означать, что в Пекине отводят Италии роль "моста" к построению более конструктивных и взаимовыгодных отношений с ЕС.
Мелони vs фон дер Ляйен
Дополнительный вес Италии в качестве посредника между ЕС и КНР придает тот факт, что администрация Мелони не поддерживает переизбранную главу Еврокомиссии Урсулу фон дер Ляйен, прославившуюся наиболее жесткой среди европейских политиков позицией по отношению к Китаю. Группа евродепутатов из партии премьер-министра Италии Джорджи Мелони "Братья Италии" проголосовала против утверждения Урсулы фон дер Ляйен на второй срок во главе Еврокомиссии в июле. При этом такие шаги европейских регуляторов, вызвавшие наибольшее недовольство КНР, как увеличение пошлин на китайскую продукцию (в первую очередь электрокары), были инициированы именно ЕК под руководством фон дер Ляйен. Таким образом, призыв премьера Госсовета КНР Ли Цяна в ходе встречи с премьер-министром Италии "обеспечить справедливую, безопасную и недискриминационную бизнес-среду для китайских компаний" может означать стремление подтолкнуть европейские страны к пересмотру курса на усиление протекционистских мер и обеспечить более свободные торгово-экономические отношения с отдельными странами Европейского региона.
Ранее министр по делам предприятий и продукции "сделано в Италии" Адольфо Урсо в беседе со своим китайским коллегой министром промышленности и информатизации КНР Цзинь Чжуанлуном подтвердил, что власти Италии придают большое значение всеобъемлющему стратегическому партнерству между двумя странами. Он также выразил заинтересованность в укреплении связей с КНР по поставкам автомобилей на альтернативных источниках энергии, в продвижении сотрудничества на уровне малого и среднего бизнеса, в совместных проектах по внедрению экологических технологий, в углублении партнерства в промышленной сфере. Правда, Италия входит в число стран, поддержавших введение дополнительных тарифов на китайские электромобили.
"Слабое звено" в европейской цепи?
Тем не менее похоже, что Пекин нашел новое "слабое звено" в антикитайской политике скованных одной цепью европейцев. Ранее в Китай наводить автономные от Брюсселя мосты сотрудничества приезжали французский президент Эмманюэль Макрон и федеральный канцлер Германии Олаф Шольц. Принципы принципами, но поддерживать слабеющую экономику своих стран надо. И торговля с Китаем может сыграть здесь немалую стабилизирующую роль.
В ходе визита председатель КНР Си Цзиньпин лично водил Мелони с экскурсией по Запретному городу. Судя по появившимся в СМИ кадрам этой прогулки, китайский лидер увлеченно рассказывал о чем-то внимательно слушавшей его итальянке. Хотя кроме переводчиков с ними никого не было, можно предположить, что Си напомнил и о работавшем в этих стенах итальянском миссионере-иезуите, математике, астрономе, картографе и переводчике Маттео Риччи, который провел последние 30 лет своей жизни в Китае, положив начало постоянным культурным контактам между Европой и загадочной империей на краю земного диска. Он также мог припомнить о знаменитом венецианском купце и путешественнике Марко Поло, который много лет состоял на службе правителей Китая еще в те времена, когда нынешний Пекин назывался Ханбалыком.
Сыграет ли нынешний визит Мелони такую же роль в поддержании мирного партнерства между Срединным государством и странами Европы, как путешествия ее великого соотечественника, сказать трудно. Но все же можно констатировать, что пути из Европы в Пекин сохраняются продиктованными реальностью усилиями обеих сторон.