Предвыборная стратегия вашингтонского обкома: Блинкен выступил против "ревизионистов"
Андрей Низамутдинов — о статье Блинкена с предвыборным пропагандистским налетом
Госсекретарь США Энтони Блинкен выступил в журнале Foreign Affairs с большой статьей под заголовком "Американская стратегия обновления. Восстанавливая лидерство в новом мире". Хотя статья и посвящена внешнеполитическим вопросам, по сути она носит явно предвыборный характер и нацелена на то, чтобы в лучшем виде представить американцам достижения администрации президента-демократа Джо Байдена, а также позитивное влияние этих достижений на экономику США. Заодно Блинкен пытается взывать к возможным преемникам: "Стратегия администрации Байдена существенно укрепила геополитическое положение Соединенных Штатов за прошедшие четыре года. Но наша работа не закончена. Соединенные Штаты должны сохранять свою стойкость и силу духа и при последующих администрациях, чтобы поколебать убеждения ревизионистов. <…> И они обязаны и дальше укреплять веру американского народа в силу, предназначение и ценность дисциплинированного американского лидерства в мире".
Несмотря на этот предвыборный пропагандистский налет, статья главы Госдепартамента США может быть интересна тем, что в ней в концентрированном виде собраны все те обвинения, которые Вашингтон обычно адресует "странам-ревизионистам". Иначе говоря, тем государствам, которые отказываются от "порядка, основанного на правилах" и осмеливаются бросить вызов господству США на международной арене.
Противники Вашингтона
Блинкен перечисляет главных противников уже в самом начале статьи: "Небольшое количество стран, главным образом Россия в партнерстве с Ираном и Северной Кореей, а также Китай полны решимости изменить основополагающие принципы международной системы. <…> Все эти ревизионистские державы хотят укрепить авторитарное правление у себя дома и утвердить сферы своего влияния за рубежом. Все они хотят решать территориальные споры посредством силы или принуждения и используют для этого экономическую и энергетическую зависимость других стран. И все они стремятся ослабить основы американского могущества: военное и технологическое превосходство, господствующую валюту, а также не имеющую равных сеть альянсов и партнерств".
Понятно, что ключевой для американцев тезис таков: авторитарные ревизионисты хотят подорвать основы могущества США. После такой подачи читатель уже не должен задуматься о том, каким же образом Северная Корея может использовать "экономическую и энергетическую зависимость других стран", если сама уже десятки лет находится под санкциями, инициированными как раз США.
Как отмечает госсекретарь, эти "ревизионистские державы агрессивно выступали против американских интересов" уже в тот момент, когда Байден и вице-президент Камала Харрис только вступили в должность (кстати, упоминание Харрис в этом контексте — лишнее свидетельство предвыборного характера статьи). И все-таки тандем Байден — Харрис сумел "существенно укрепить геополитическое положение" США благодаря "стратегии обновления, соединяющей невиданные инвестиции в конкурентоспособность США с интенсивной дипломатической кампанией по активизации партнерских отношений за рубежом".
Вот как Блинкен описывает главных "ревизионистов": "Китай — единственная страна, которая имеет намерение и средства для перестройки международной системы. Президент Байден ясно дал понять, что мы будем относиться к Пекину как к "нарастающей угрозе" для Соединенных Штатов и как к самому серьезному долгосрочному стратегическому сопернику. <…> Что касается России, то у нас не было никаких иллюзий относительно реваншистских целей президента Владимира Путина или возможности "перезагрузки". Мы выступали без колебаний и решительно против дестабилизирующей деятельности Москвы, включая ее кибератаки и вмешательство в американские выборы. <…> Мы вели себя столь же трезво и реалистично в отношениях с Ираном и Северной Кореей. Мы усилили дипломатическое давление и укрепили военную мощь США, чтобы сдержать и обуздать Тегеран и Пхеньян".
Избитые обвинения
Госсекретарь в своей статье повторяет неоднократно опровергнутые и бездоказательные измышления о том, будто после начала СВО Китай, Иран и КНДР оказывают военную и техническую помощь России, а она в ответ делится военными технологиями. Сотрудничество с Китаем так и вовсе "расширилось во всех областях, и две страны проводят все более агрессивные и масштабные военные учения, в том числе в Южно-Китайском море и Арктике".
Как утверждает Блинкен, "дестабилизирующие эффекты растущей напористости и сплоченности ревизионистов выходят далеко за рамки Европы и Азии". Так, например, в Африке Россия "развязала руки своим агентам и наемникам для добычи золота и критически важных минералов, распространения дезинформации и оказания помощи тем, кто пытается свергнуть демократически избранные правительства". Вдобавок она "разжигает конфликт" в Судане. Тем временем "Иран и его доверенные лица воспользовались хаосом, чтобы возродить незаконные маршруты торговли оружием в регионе и усилить беспорядки", а Пекин "отводит взгляд от воинственности Москвы в Африке, одновременно содействуя возникновению новой зависимости и обременяя все больше стран непосильным долгом".
В Южной Америке "Китай, Россия и Иран оказывают военную, экономическую и дипломатическую помощь авторитарному правительству Николаса Мадуро в Венесуэле, укрепляя его убежденность в том, что его режим невосприимчив к давлению".
Наконец, "ревизионистский союз еще более наглядно проявляет себя на Ближнем Востоке". В частности, Россия "содействует иранской ядерной программе и дестабилизирующей деятельности Тегерана", а также "перешла к укреплению связей с ХАМАС".
Как уже говорилось выше, все эти обвинения не новы. Тем не менее статья госсекретаря США позволяет отчетливее понять, на каких именно направлениях России необходимо сконцентрировать свои усилия по отражению пропагандистских атак Вашингтона.
Стратегия мирового господства
Что касается "стратегии обновления", вынесенной автором в заголовок статьи, то и она не содержит чего-либо нового, а сводится к проверенной веками практике: "На чужом горбу в рай въехать". Причем в рамках этой практики Соединенные Штаты без зазрения совести кидают партнеров. Хотя Блинкен в своей статье эту сторону "стратегии обновления" старается не упоминать. Он, например, хвалит страны Евросоюза за то, что те "проявили решимость" и сумели преодолеть зависимость от российского углеводородного сырья. Но ничего не говорит о том, что последствием антироссийских санкций, введенных в том числе под нажимом Вашингтона, стало попадание Европы в другую зависимость — от американского СПГ. А он заметно дороже "недемократического" российского газа. И вот, пока за океаном подсчитывают барыши, европейская промышленность скукоживается на глазах, зато цены растут так, что мало не покажется.
Или взять другой пример. "Мы создали трехстороннее оборонное партнерство AUKUS, в рамках которого Австралия, Великобритания и США объединились для строительства атомных подводных лодок и углубления своего научного, технологического и промышленного сотрудничества", — похваляется Блинкен. Но, разумеется, умалчивает, что из-за этого Австралия разорвала контракт на поставку 12 французских субмарин на кругленькую сумму $66 млрд. А чего говорить? Ничего личного, только бизнес.
В общем, при внимательном прочтении статьи Блинкена становится ясно: то, что он называет "мировым лидерством", по факту является мировым господством. Иначе говоря, США занимаются ровно тем, в чем пытаются обвинить своих противников-"ревизионистов". Но, если Блинкену это сказать, он, без сомнения, ответит: вы не понимаете, это другое.