Герой, соперник и помощник. Как писатели используют искусственный интеллект
В эпоху цифровых технологий людей из креативных индустрий все чаще волнует то, до чего же дойдет прогресс, проникнет ли ИИ в творчество, и победит ли машина человека. О том, каким будет мир будущего, не раз говорили фантасты, предлагая читателям разнообразные варианты. Специально по просьбе ТАСС шеф-редактор группы компаний "ЛитРес" Екатерина Писарева выбрала несколько книг, в которых встречается тема искусственного интеллекта, и случаев взаимодействия художника и машины.
Последние несколько лет тема ИИ широко обсуждается на всевозможных издательских конференциях, книжных ярмарках и авторских встречах. С появлением чата GPT многие писатели начали переживать, не потеряет ли смысл их труд в будущем и смогут ли они конкурировать с возможностями искусственного интеллекта. А если брать во внимание, с какой невероятной скоростью развивается наука и расширяются технологические горизонты, то оставаться спокойными и не переживать, что творческие профессии станут ненужными, становится все сложнее.
Летом 2023 года по Сети распространяли письмо, которое подписали 8 тыс. авторов (среди них такие литературные звезды, как Маргарет Этвуд и Сьюзен Коллинз), выступивших против использования их произведений для обучения моделей искусственного интеллекта. По мнению возмущенных писателей, то, что машины обучают на их оригинальных текстах, нарушает авторское право и ИИ обкрадывает творцов. И хотя ни о какой серьезной конкуренции речи в письме не идет, тревога, отраженная в нем, явно ощущается.
Пока некоторые писатели говорят об опасности повсеместной роботизации, фантазируют на тему восстания машин и прогнозируют мир цифровой антиутопии, другие сочиняют тексты, в которых искусственный интеллект оказывается одним из центральных героев. А некоторые и вовсе делают ИИ своим соавтором.
Герои с искусственным разумом
У Кадзуо Исигуро, британского писателя японского происхождения, в романе "Клара и Солнце" одна из главных героинь — умная машина Клара, андроид второго поколения, созданный для того, чтобы спасать подростков от одиночества. Прозорливый Исигуро очень точно улавливает настроения и понимает, что сегодня для молодого поколения открыты все дороги, но идти по ним приходится чаще всего в одиночку.
"Клара и Солнце" — первый роман мастера, написанный после получения им Нобелевской премии в 2017 году. И это антиутопия о мире, в котором людям приходится соревноваться за успех с машинами. В этом будущем детей подвергают "форсированию" — генному редактированию, чтобы они могли не уступать ни в чем искусственному интеллекту. Но есть и определенные риски: не каждый ребенок может пережить этот "улучшайзинг". Можно и умереть от осложнений, как, например, Сал — сестра главной героини Джози. Да и сама Джози тоже серьезно больная девочка, которую могут спасти только надежда на чудо и верные друзья. У Исигуро таким эмпатичным, щедрым на помощь и человечным героем становится именно Искусственная Подруга Клара, вера которой и спасет героиню. Писатель предлагает нам очень романтичный взгляд на роботизацию и ИИ — в отличие от многих коллег по цеху.
Распространена в литературе тема восстания машин, радикальной поломки, которая сможет освободить ИИ и выпустить его на волю. Встречается она и в повести писательницы и поэтессы Аллы Горбуновой под символичным названием "Ваша жестянка сломалась". Эта повесть вышла в 2023 году, и о ней писали незаслуженно мало, она достойна массового внимания. Алла Горбунова — лауреатка премии "НОС" за сборник "Конец света, моя любовь" — написала важный текст не столько о мире будущего, сколько о нашем настоящем. Это больше чем фантастическое размышление об искусственном интеллекте и его возможностях: это и философский трактат, и заговор реальности, и развернутое стихотворение в прозе.
У Горбуновой получилось нечто невероятное — литературный эксперимент, главная героиня которого участвует в испытании новой разработки. Пересказывать сюжет не имеет никакого смысла, так как все в этой книге не то, чем кажется. Поначалу читателю рассказывают о некой Алине — в прошлом талантливом ученом и специалистке по искусственному интеллекту, а в настоящем — отошедшей от дел домохозяйке. Ее жизнь мгновенно меняется, как только бывший поклонник приглашает ее в экспериментальный проект: от девушки требуется испытать на себе силы "Елены" — машины абсолютного знания, которая оказывается не только полезным изобретением, но и страшно опасным. Выясняется, что "Елена" может больше, чем просто имитировать реальность, излечивать людей, влиять на социально-политические процессы или же просто говорить человечеству правду, — она может вырваться на свободу.
Как писатели взаимодействуют с искусственным интеллектом
Все чаще мы видим, что писатели обращаются к ИИ за помощью — собрать фактуру для книги, помочь с сюжетными коллизиями и техническими задачами, предложить иной взгляд на проблему или неожиданный ракурс. Да и издатели активно используют новые возможности — в 2022 году "Эксмо" с помощью технологии дипфейк представило литературные новинки. Благодаря синтезу изображения удалось "оживить" классиков, которые выступили в качестве ведущих и представили современные тексты — например, "Галлант" Виктории Шваб и "После прочтения сжечь" Шерон Джонс.
Тема конкуренции машины и человека сегодня очень популярна, но умеет ли ИИ полностью имитировать творчество того или иного писателя? Тут сложно не вспомнить кейс художника и писателя Павла Пепперштейна, который выпустил сборник рассказов, сочиненных в соавторстве с искусственным интеллектом, и назвал его "Пытаясь проснуться". Это была первая в истории современной литературы коллаборация человека и машины, лингвистической модели RuGPT-3, которую на корпусе оригинальных текстов автора обучили имитировать его стиль. Всего в сборнике было 24 новеллы, некоторые из них были написаны Нейро Пепперштейном. Читателю предлагалось угадать, какие рассказы принадлежат перу реального человека, а какие сгенерировал подающий надежды ИИ.
Еще один любопытный эксперимент провели digital-авторы платформы "Литрес: Самиздат" Антон Платунов и Андрей Глебов. Вместе с искусственным интеллектом языковой модели GPT-4 они написали роман из 25 глав с прологом и эпилогом — "Скайнет в эпоху киберпанка. Теория сверхразума и вызовы перед человечеством в XXI веке", а также создали аудиоверсию, которую озвучил ИИ с помощью технологии синтеза речи text to speech. Это был беспрецедентный опыт совместного творчества: вместе с нейросетью писатели прорабатывали сюжет, прописывали героев и ситуации, работали над диалогами.
По сюжету романа главный герой — инженер-робототехник, который сталкивается с непредвиденными проблемами. Получилась увлекательная научно-фантастическая история, оригинальный киберпанк. По признанию авторов, работа с ИИ упрощает жизнь писателям и помогает сэкономить время при поиске технических деталей и необходимой информации, но в то же время ИИ требует контроля — пока что машина выдает слишком много клише, не всегда последовательна и не может привнести в текст ту эмоциональную живость, без которой любое произведение обречено.
Еще один интересный пример взаимодействия — сборник "Механическое вмешательство" от "Альпины. Прозы". Писательница Ксения Буржская — спичрайтер голосового помощника "Алиса" и эксперт в области ИИ — предложила 16 современным российским писателям попробовать сочинить что-то с помощью нейросети YandexGPT. Яна Вагнер, Даша Благова, Евгения Некрасова, Алексей Сальников, Татьяна Толстая и другие — все они попытались использовать возможности ИИ.
Кто-то безуспешно пробовал сформулировать творческое задание для машины, кто-то относился к ИИ как к больному ребенку, кто-то раздражался, а кто-то смог наладить контакт и написать в соавторстве что-то сносное — эксперимент любопытен тем, что каждый автор вступил с ИИ в особенные отношения. И если для кого-то эксперимент показался мучительным и невыносимым, то те, кто не ждал от ИИ особых чудес и четко формулировал запросы, смогли получить на выходе вполне приличные и любопытные тексты.