21 ноября, 16:10
Мнение

От медицины до жирафов: как в Африке используют ИИ

Дарья Лабутина — о специфике развития искусственного интеллекта в африканских странах, его возможностях и потенциальных угрозах
REUTERS/ Monicah Mwangi

Этим летом в Кении открылось первое в Восточной Африке робокафе, где заказы к столикам развозят роботы. Правда, управляют ими люди с планшета, и заказы принимать пока приходится настоящим официантам. Но этот пример показателен — Африка не остается в стороне от технологического прогресса. И теперь даже в раздираемом гражданской войной Южном Судане задумываются о приобретении франшизы на кафе с роботами.

Понятно, что столь популярная во всем мире тема, как искусственный интеллект, не обошла стороной и Африку. Вопрос важности развития этой области технологий был поднят и на саммите БРИКС в Казани премьер-министром Эфиопии Абий Ахмедом. В этой африканской стране функционирует Институт искусственного интеллекта, где готовят молодых специалистов в области IT, умеющих работать с технологиями ИИ. Подобный центр есть и в ЮАР.

Местные вводные

Эксперты видят в моде на ИИ для Африки как преимущества, так и потенциальные угрозы. Конечно, это применимо ко всему миру, но страны этого континента имеют очень разные темпы развития как в экономике, так и в сфере образования. До сих пор только чуть больше трети африканцев имеют доступ к интернету. Что уж говорить о компьютерной грамотности и кибербезопасности — и госструктуры, и финансовые учреждения в африканских странах все еще очень уязвимы. ИИ может помочь и в плане защиты от кибератак, и в повышении доступности образования и медицины.

Основную же угрозу, как правило, видят в том, что искусственный интеллект и автоматизация процессов попросту заместят на рынке труда низкоквалифицированных работников, которых в Африке большинство, — это крестьяне и фермеры, а также наемные сотрудники в сфере услуг. И это при том, что в африканских странах процент безработного населения, преимущественно молодежи, растет из года в год, дестабилизируя политическую ситуацию в таких странах, как Кения, Нигерия, ЮАР, Египет, Гана, Уганда.

Тем не менее, как пишет ганийский эксперт в сфере цифровой трансформации Дэниел Квабена Овусу, технологии автоматизации, машинное обучение и робототехника в перспективе помогут африканским странам укрепить свою экономику и развивать промышленное производство за счет снижения издержек и повышения производительности. По его словам, использование ИИ в сельском хозяйстве может улучшить урожайность и эффективность цепочек поставок, уменьшить затраты на рабочую силу.

Пожалуй, именно сельское хозяйство — одна из основных сфер применения ИИ в Африке. А потенциальная возможность повысить урожайность и снизить процент испорченных продуктов при последующем распределении, конечно, внушает оптимизм как представителям власти, так и населению стран, которые регулярно сталкиваются с засухами и голодом. 

Сделать образование и медицину доступнее

Еще одна важная сфера применения ИИ — медицина. Об этом, кстати, заходила речь на саммите по технологиям в здравоохранении, который проходил в столице Руанды Кигали 31 октября.  

По мнению Овусу, системы, основанные на искусственном интеллекте, могут быть использованы для повышения точности и эффективности диагностики и планов лечения. Тем временем на данный момент многим приходится проезжать километры до ближайшей больницы, а телемедицина при повышении доступа к интернету смогла бы решить эту проблему. То же касается и образования — учебные заведения располагаются в существенном отдалении, а онлайн-подход способствовал бы решению задачи по увеличению образованного слоя населения. 

Как рассказал мне партнер инвестиционного фонда Е3 Capital Владимир Дугин, по оценкам экспертов, более $2 млрд было инвестировано в компании, которые применяют решения на базе ИИ в Африке. "Основными секторами экономики для них на континенте являются медицина, сельское хозяйство и образование. При этом лидерами по внедрению ИИ остаются страны с наиболее развитой экономикой — ЮАР, Кения, Нигерия и Египет, хотя и другие страны континента постепенно начинают внедрять технологии ИИ. По разным оценкам, компании реализующие проекты в сфере ИИ, могут сгенерировать более $1,5 трлн для ВВП стран Африки к 2030 году, если локальные компании достигнут доли в 10% от глобального рынка ИИ", — рассказал эксперт.

Он привел в пример южноафриканскую организацию Aerobotics, которая использует искусственный интеллект для выявления проблемных зон при анализе карт плантаций для повышения урожайности таких культур, как пшеница, орехи макадамия, цитрусовые и сахарный тростник. Есть успешный пример применения ИИ в индустрии фармацевтики — это компания RxALL. Она использует технологии в борьбе с поддельными лекарствами — большой проблемой в Нигерии и в Африке в целом. В частности, платформа применяет гиперспектральную визуализацию — метод, который анализирует уникальную световую структуру объектов для аутентификации фармацевтических препаратов в режиме реального времени.

В то же время, несмотря на все возможности применения ИИ, Африка остается аутсайдером с точки зрения индекса готовности для внедрения этих технологий. Отстает она и от стран Латинской Америки, Центральной и Юго-Восточной Азии, подчеркнул Дугин. Основными барьерами для применения ИИ, по его словам, являются отсутствие доступа к данным, неразвитая инфраструктура, ограниченное финансирование и дефицит подходящей нормативной базы.

Председатель правления Стратегического агентства по развитию отношений со странами Африки (САРОСА) Любовь Демидова также в беседе со мной отметила, что руководство африканских стран с помощью искусственного интеллекта, среди прочего, рассчитывает искоренить многие социально-экономические проблемы, а также оптимизировать промышленные процессы. "Однако, чтобы африканские государства могли в полной мере использовать потенциал ИИ, им необходимо тщательно учитывать этические, социальные и экономические последствия его развития. Это должно включать в себя целый спектр действий, среди которых создание надежных структур управления данными для защиты конфиденциальности и повышения безопасности, установление стандартов прозрачности и многое другое", — отметила она. 

По ее мнению, среди экспертного сообщества в Африке уже сложилось понимание, что ИИ может стать причиной ряда проблем. "Именно поэтому страны Африки готовы активно работать с российскими компаниями в вопросе внедрения ИИ. У российского бизнеса есть уже колоссальный опыт в этом направлении, и ряд компаний РФ находятся на стадии детальной проработки сотрудничества, а кто-то уже его начал", — добавила она.

Применение в природе, при борьбе с коррупцией и в финтехе

Среди неожиданных применений ИИ в Африке отмечу управление природными ресурсами. Системы на основе ИИ могут использоваться для мониторинга и анализа данных, например воды и почвы, для повышения эффективности систем управления ресурсами, таких как ирригация, и выявления новых возможностей для устойчивого развития, а также для проведения научных исследований. К примеру, в Танзании, в регионе озера Маньяра ИИ применяется для анализа взаимодействия между жирафами. Этот проект Microsoft называется AI for Good lab, в рамках него ИИ распознает конкретных жирафов по фото, чтобы следить за их перемещениями по саванне.  

Не менее актуальным для Африки может стать применение искусственного интеллекта при сборе налогов для снижения уровня коррупции и повышения прозрачности государственных учреждений. Это могло бы решить извечную проблему африканской политики и экономики. Преимущество ИИ здесь в возможности быстро анализировать большие объемы данных, на что у группы людей ушли бы дни или месяцы.

Такие технологии также могут помочь получить ценную информацию для принятия обоснованных решений и повышения эффективности бизнес-операций. Например, системы на основе искусственного интеллекта применимы для анализа поведения и предпочтений потребителей, что позволяет компаниям лучше ориентировать свои продукты и услуги на нужную аудиторию.

Как отметил мне эксперт в области IT и финансов, проживающий в Кении, Антон Коринец, финансовые технологии в Африке переживают революционные изменения благодаря внедрению искусственного интеллекта. По его словам, Африка может стать одним из ведущих регионов в области финтеха благодаря инновациям и адаптации ИИ. Например, при оценке кредитоспособности клиентов, что позволяет большему количеству людей получать доступ к займам в странах с ограниченной банковской инфраструктурой. ИИ также помогает в борьбе с мошенничеством в финтех-приложениях, автоматизируя процессы обнаружения таких попыток. Американская компания Flutterwave, платформа для обработки платежей, внедрила ИИ-решения для анализа транзакционных данных в реальном времени, что позволяет выявлять подозрительную активность. Финтех-компании могут анализировать паттерны транзакций и оповещать клиентов о возможном мошенничестве, защищая их средства.

Есть примеры и чисто африканские. Так, нигерийская финтех-компания Jumia ввела ИИ в свой сервис электронной коммерции JumiaPay для анализа пользовательского поведения и оптимизации процесса оплаты, что уже привело к увеличению конверсии на 30%. Еще одна нигерийская платежная платформа — Paystack — использует ИИ для автоматизации бухгалтерского учета, что позволило сократить издержки. Компания Palmpay, работающая в Гане, интегрировала ИИ-решения для предсказания потребительских трендов — это позволяет ей адаптировать свои предложения и повышать уровень вовлеченности клиентов.

Одним из ведущих центров финтеха в Африке является Кения — благодаря своей инновационной экосистеме и высокому уровню принятия цифровых технологий. Такие платформы, как M-Pesa, принадлежащая компании Safaricom (крупнейший поставщик телекоммуникационных услуг страны), используют ИИ для анализа данных пользователей и определения, как лучше адаптировать кредитные предложения и другие финансовые продукты. Кенийский стартап Tanda с помощью ИИ выясняет кредитоспособность клиентов на основе альтернативных данных, включая историю мобильных платежей и поведение в социальных сетях. Это позволяет предоставить кредитные услуги тем, кто не имеет традиционной кредитной истории, что очень часто встречается в Африке в силу неразвитости банковского сектора (большинство людей не имеет банковских счетов).

Антон Коринец также отмечает, что, несмотря на многообещающие возможности, внедрение ИИ в африканский финтех сталкивается с вызовами: ограниченный доступ к технологиям, недостаточная инфраструктура и нехватка квалифицированных кадров — основные препятствия. Однако с развитием сетевой инфраструктуры и образовательных программ эти барьеры постепенно уменьшаются.

"AI становится мощным инструментом в руках африканских финтех-компаний, открывая новые возможности для улучшения финансовых услуг и доступа к ним. Инвесторы и предприниматели, осознающие потенциал AI в финтехе, могут сыграть ключевую роль в трансформации финансового ландшафта Африки. С правильными инвестициями и подходом к внедрению технологий этот континент может занять одно из ведущих мест в глобальной финтех-индустрии", — добавил эксперт.

По мнению Овусу, чтобы в полной мере реализовать потенциал искусственного интеллекта для экономики африканских стран, важно сотрудничество правительства, предприятий и организаций друг с другом. "Это может включать инвестиции в исследования и разработки, налаживание партнерских отношений между частным и государственным секторами, а также обеспечение профессиональной подготовки", — пишет он.

Еще одной проблемой для цифровой трансформации в Африке является отсутствие системы дата-центров. Но и тут уже разные игроки соревнуются в том, чтобы стать первыми. На данном направлении действуют ОАЭ, Китай и США. КНР через стратегию по распространению технологий в Африке, так называемый Цифровой Шелковый путь, и при помощи компании Huawei Technologies Co. разрабатывает телекоммуникационные и интернет-сети, а также разветвленную систему камер видеонаблюдения. США еще в 2020 году через Корпорацию международного развития выделили $300 млн компании Africa Data Centres из Йоханнесбурга на проекты в Кении и Южной Африке. С тех пор корпорация инвестировала $11 млрд южнее Сахары. А в мае этого года Microsoft и G42 (компания из ОАЭ, занимающаяся искусственным интеллектом) объявили об инвестициях в цифровые технологии в Кении $1 млрд, часть из которого пойдет на создание центра обработки данных (будет питаться от геотермальной энергии).

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что ИИ (в современном его понимании и представлении) в Африке есть. И при должном объеме инвестиций и экспертизе, а также политической воле руководства африканских стран у континента есть все шансы шире воплощать в жизнь ИИ-решения. 

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Использование материала допускается при условии соблюдения правил цитирования сайта tass.ru