Большое количество факторов неопределенности, а также тенденции, которые сформировались в уходящем году, не позволяют выстроить детальный прогноз на весь 2025 год. Однако очевидно, что все три вида туризма — внутренний, выездной, въездной — будут показывать положительную динамику, хотя и везде разную. Все же финансовая и геоэкономическая конъюнктура оказывает влияние на все виды. Поэтому же скорость реакции и, так сказать, изменение отраслевого ландшафта в каждом случае будет отличаться.
Внутренний туризм
Наиболее стабильный вид туризма, безусловно, внутренний. Он демонстрирует рост практически во всех регионах. Туроператоры сегодня оценивают динамику как умеренную, что будет характерно и для 2025 года.
За три квартала 2024 года число поездок россиян с размещением в отелях, санаториях и иных объектах составило 69,25 млн, что на 9,9% больше, чем в тот же период годом ранее. Это данные Росстата. Члены АТОР прогнозируют, что по итогам 12 месяцев 2024 года этот показатель составит минимум около 88 млн поездок. А с учетом размещения в частном секторе и апартаментах общее количество внутренних туристов по итогам года может составить около 100 млн.
По оценке наших аналитиков, более 40 млн поездок было организовано туроператорами и онлайн-агрегаторами. При этом подавляющее большинство — около 75% — пришлось на высокий летний сезон, на период с мая по сентябрь. Одна из показательных тенденций 2024 года, которая сохранится и в 2025 году, — значительное увеличение глубины продаж туров по России (заблаговременность приобретения) — 1,4 месяца до даты поездки.
В топ-10 популярных направлений, cогласно статистике продаж туроператоров — членов АТОР, вошли Краснодарский край, Кавказские Минеральные Воды, Москва и область, Санкт-Петербург, Крым, Калининградская область, Северный Кавказ, средняя полоса России (Золотое кольцо), Поволжье и Татарстан.
Также в 2024 году вырос спрос на туры по России с системой "все включено": в Краснодарском крае и Крыму — на 20%, в Подмосковье — более чем на 40%. Очевидно, что дальнейшее увеличение спроса в этом сегменте ограничивается нехваткой объектов, работающих по столь популярной у российских туристов системе. То есть потенциал роста намного больше.
В принципе, подводя итоги 2024 года, туроператоры назвали несколько ограничительных факторов, которые замедляют динамику развития внутреннего туризма и влияют на рост спроса: рост цен на авиаперевозку, дефицит билетов на популярных южных железнодорожных направлениях, дефицит качественных отелей и инфраструктуры (особенно в таких популярных регионах, как Кавминводы, Северный Кавказ и отчасти Краснодарский край). Ограничительные факторы будут сказываться на внутреннем турпотоке еще несколько лет — пока не будут реализованы масштабные государственные и частные инвестпроекты, поэтому прогноз на 2025 год "осторожно оптимистичный".
Тем не менее, несмотря на сдерживающие факторы, туроператоры прогнозируют, что спрос на внутрироссийском рынке продолжит расти. Суммарный прирост может быть даже выше, чем в 2024 году, в том числе за счет расширения географии, коротких поездок, разнообразия программ, а также новых видов и форматов путешествий: винные туры, агро- и экотуризм. Отмечу и программы, адаптированные под путешественников с ограниченными возможностями здоровья. Хотя очевидно, что это сложный, по сути, только формирующийся сегмент.
Ждем гостей
Въездной организованный туризм в 2024 году вырос примерно в два-четыре раза у разных туроператоров. Но стоит учитывать, что в 2023 году была относительно низкая база, поэтому даже этот кратный рост все еще не позволяет говорить о достижении показателей 2019 года. Как и предполагалось, большую часть туристов составили путешественники из Китая, которые по-прежнему приезжают в основном с деловыми целями. Выросли прибытия из стран Ближнего Востока. По числу обслуженных туристов из таких стран, как Саудовская Аравия и ОАЭ, вышли на доковидный уровень. При этом некоторые рынки не оправдали ожиданий. Не так активно ездили, в частности, туристы из Индии, что объясняется, например, дороговизной авиабилета.
За пределами России
В выездном туризме наблюдается положительная динамика: общее число выездов россиян за рубеж по всем видам целей, включая туристические, составило 17,35 млн поездок. Из них на классический и деловой туризм пришлось более 80% — около 14 млн. При этом более 9 млн поездок организовано российскими туроператорами. По мнению аналитиков Ассоциации туроператоров, это беспрецедентно большая доля организованного туризма в общем выездном туристическом потоке.
По итогам 2024 года в топ-5 популярных у россиян зарубежных направлений, на которые совокупно приходится в среднем по году до 85% всех поездок, вошли Турция, Египет, ОАЭ, Таиланд и Китай. А в топ-10 попали Куба, Шри-Ланка, Вьетнам, Мальдивы и Индонезия.
На некоторых туристических направлениях были установлены исторические рекорды для этих стран по количеству российских туристов: в 2024 году это ОАЭ (1,9 млн поездок — рост к 2023 году 10,3%), Таиланд (1,74 млн, +17,4%), Куба (0,2 млн, +8,2%), Мальдивы (0,22 млн, +7,1%).
Самое массовое направление, Турция, оставаясь безусловным лидером рынка выездного туризма в РФ, оценочно к концу года примет 6,8 млн из России. Напомню, что рекордным здесь был 2019 год, когда Турцию посетили 7 млн российских туристов.
Самыми быстрорастущими направлениями у туроператоров стали Китай (1,95 млн, +101%), Вьетнам (0,23 млн, +83,1%) и Маврикий (0,28 млн, + 82,6%). То есть налицо растущий интерес российских туристов и, соответственно, туристической индустрии к поездкам в страны Южной и Юго-Восточной Азии. Подтверждением этой тенденции также можно считать растущий спрос на туры в Японию (99 тыс, +135%) и Южную Корею (195 тыс, +25,9%).
Еще одна тенденция, которая, по прогнозам, только укрепится в 2025 году, — спрос на премиальные и люксовые туры. Причем это касается не только выездного туризма, но и внутреннего и въездного. У ряда туроператоров рост продаж дорогих турпродуктов за год превышает 15%. Однако, несмотря на стабильно растущую долю премиальной категории путешественников, бюджетные туры на массовых направлениях также будут иметь высокий спрос, особенно в период специальных акций — раннего бронирования, например. Поскольку маловероятно, что количество перелетов на основных туристических направлениях в 2025 году заметно увеличится, а также в связи с финансовой конъюнктурой внутри страны прогнозируется, что средняя стоимость зарубежных поездок будет расти, и особенно ощутимо — в высокий сезон.