Тест на суверенитет. Снова для Грузии
Леонид Слуцкий — о политическом противостоянии в Грузии и о том, что стоит на кону для грузинского общества
В Грузии 29 декабря пройдет инаугурация избранного президента Михаила Кавелашвили. В этот же день истекают полномочия на этом посту Саломе Зурабишвили, которая отказывается покидать президентский дворец и заявляет, что не признает легитимность ни грузинского парламента, ни утвержденного им главы государства.
Кто такая Зурабишвили и на чем реально основан протест?
По конституции Грузия является парламентской республикой и вся полнота исполнительной власти сосредоточена в руках правительства и премьер-министра страны. Возможности для принятия решений президентом республики в вопросах как внутренней, так и внешней политики были сильно урезаны еще в 2017 году. Теперь "президент" — своего рода церемониальная должность. Что, однако, не мешает тем, кто очень хотел бы подчинить Грузию и поставить страну в колониальную зависимость от Запада, поднять лик Зурабишвили на "флаг борьбы". Только борьба эта — против выбора грузинского народа. Против его свободы и национальных интересов. И по лекалам украинского "майдана".
И грузинские, и зарубежные эксперты сравнивают разворачивающуюся ситуацию в Грузии после октябрьских парламентских выборов с событиями на Украине. Речь скорее о комплексном украинском сценарии образца 2004 и 2014 годов.
Так же как и тогда, прозападные силы требуют отмены итогов выборов. Так же как и тогда, извне подогреваются уличные протесты. Так же как и тогда, Брюссель и Вашингтон, прикрывшись двойными стандартами, не обращают внимания на откровенное нарушение порядка со стороны якобы "мирных" демонстрантов и призывают власти отказаться от подавления их акций. Так же как и тогда, десант европейских политиков готов поддержать возможный антиконституционный государственный переворот. Так же как и тогда, триггером хотят сделать так называемую евроинтеграцию и противопоставить ей Россию. Ведь в Тбилиси прекрасно осведомлены об истинных целях западного меньшинства — стремлении открыть на грузинской территории второй фронт и создать новый, теперь закавказский антироссийский плацдарм.
Запад отводит Зурабишвили роль иноагента-президента, пусть и с истекающими полномочиями. Опять же по аналогии с просроченным Зеленским, который фактически уничтожил генофонд своей нации в топке прокси-войны против России и за гегемонию Запада. Методы столь же циничны. "До последнего украинца" или "до последнего грузина" — тут для "золотого миллиарда" не имеет никакого значения. Зурабишвили, например, подстрекала к участию в антиправительственных беспорядках... школьников.
Тбилиси не стал наступать на украинские грабли
Но грузины оказались способными учениками в усвоении уроков на чужих ошибках. Первый тест на истинный суверенитет республика прошла в парламентскую кампанию. Второй предстоит в самом конце года. Саломе Зурабишвили призывает до 29 декабря отменить итоги выборов и в парламент, и президента, а сторонников оппозиции мобилизоваться на силовой протест при иностранной поддержке. Премьер-министр Ираклий Кобахидзе в свою очередь предостерег от малейшей мысли о назначении новых парламентских выборов, иначе это обернется для Зурабишвили уголовной ответственностью. Поскольку никаких легитимных оснований для таких требований у нее нет.
Линия Зурабишвили — откровенная провокация на радикализацию беспорядков. Но и правящей "Грузинской мечте", по сути, отступать некуда. Чем закончится это противостояние, зависит от профессионализма правоохранительных органов Грузии. Сумеют ли они без обострения и кровопролития выдворить из резиденции отказывающуюся слагать полномочия президента мадам? В любом случае история повторяется один раз в виде трагедии, другой раз в виде фарса.
Россия же не вмешивается, в отличие от Запада, в грузинскую трагикомедию (как все происходящее называют сами же жители Грузии). Нам остается пожелать официальному Тбилиси и всему грузинскому народу с честью и достоинством пройти очередное испытание на защиту национальных интересов, собственного суверенитета и права выбора пути развития государства.