Вторую декаду апреля министр обороны США Эштон Картер провел в Индии и на Филиппинах. Главная цель визитов – установить и углубить военно-политическое и военно-техническое взаимодействие с Нью-Дели и Манилой на фоне роста экономического и военного могущества Пекина в регионе.
Учитывая сложности в индийско-китайских отношениях – региональное соперничество двух азиатских гигантов, нерешенность пограничной проблемы, подозрения китайцев в поощрении Индией сепаратистской деятельности Далай-ламы с ее территории в отношении КНР, – американцы пытаются расширить пропасть недоверия между Нью-Дели и Пекином, последовательно наращивая военно-техническое сотрудничество и подкрепляя его согласованными с индийской стороной антикитайскими политическими выпадами.
В частности, в ходе визита шефа Пентагона в Индию были обговорены различные аспекты дальнейших поставок американского оружия и подписано "принципиальное" соглашение о военно-логистическом сотрудничестве в Азии, которое должно облегчить решение вопросов тылового обеспечения вооруженных сил двух стран, например, путем взаимного предоставления топлива и горюче-смазочных материалов при проведении учений и боевых действий. При этом индийская сторона уточнила, что из документа не вытекают какие-либо обязательства о предоставлении доступа к индийским военным базам. Однако это не изменило антикитайского подтекста переговоров, которые "увенчались" пространным политическим заявлением двух министров обороны о "необходимости обеспечения свободы мореплавания в Южно-Китайском море" и "готовности обеих сторон совместно работать с другими региональными партнерами для обеспечения безопасности и стабильности в регионе".
Налицо явное подталкивание индийского партнера к противостоянию с Пекином, с элементами расшаркивания перед втянутыми в территориальный конфликт с КНР государствами – членами АСЕАН, прежде всего Вьетнамом, Филиппинами и Малайзией. И, конечно же, настораживают односторонние заявления Картера о том, что "партнерство между США и Индией должно стать одним из самых важных в XXI веке".
Следующим этапом на пути американского министра стал шестидневный визит на Филиппины, с которыми в 2014 году было подписано соглашение, предоставляющее вооруженным силам США доступ "на ротационной основе" на пять местных военных баз (в начале 1990-х годов по требованию филиппинцев американцы были вынуждены их покинуть). Заметим, что все это происходит на фоне роста напряженности вокруг островов Наньша (Спратли) и Сиша (Парасельские острова) в Южно-Китайском море, которые сегодня оспаривают КНР, Филиппины, Вьетнам и Малайзия. В ходе поездки Картер посетил одну из баз на острове Палаван, как раз на стыке взаимных претензий Манилы и Пекина, заявив о начале совместного патрулирования американскими и филиппинскими ВМС в районах спорных островов.
То есть американский гость сделал все возможное, чтобы обострить и без этого накаленную ситуацию в регионе, связанную с возрастанием китайского присутствия на спорных территориях – созданием там взлетно-посадочной полосы длиной в 3 км, размещением локальной системы ПВО и другими мерами, свидетельствующими об активном одностороннем освоении этих территорий.
Неприятным для Пекина стало также заявление, сделанное по итогам совещания министров иностранных дел G7 в Хиросиме, в котором они выразили "озабоченность развитием ситуации в Восточно-Китайском и Южно-Китайском морях". Не упомянув китайско-японские разногласия вокруг островов Сенкаку (Дяоюйдао) и не назвав напрямую КНР, министры тем не менее призвали "все страны воздержаться от действий по созданию насыпных сооружений и строительству сооружений в военных целях". Тем не менее на следующий день это вызвало резкую реакцию в Пекине и вызов в МИД КНР послов семи держав для проведения "разъяснительной работы".
Таким образом, в рамках объявленного четыре года назад "поворота в АТР" (Азиатско-Тихоокеанский регион) США продолжают стратегическую линию на укрепление антикитайского пояса, сочетая при этом тактику оказания прямого давления с последовательными шагами по воссозданию коалиционных союзов на антикитайской основе, в том числе с внедрением элементов стратегической системы ПРО на Корейском полуострове.