Чего можно ожидать от третьего саммита Россия – АСЕАН

Одной из центральных тем саммита, который пройдет 19-20 мая в Сочи, станет формирование широкого экономического пространства

Формирование широкого экономического пространства станет одной из центральных тем саммита Россия – АСЕАН, который пройдет 19-20 мая в Сочи. Мероприятие будет посвящено 20-летию отношений России с Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии. Саммит в Сочи станет третьим в истории российско-асеановских отношений: первый состоялся в 2005 г. в Куала-Лумпуре (Малайзия), а второй – в 2010 г. в Ханое (Вьетнам).

Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) представляет собой региональную межправительственную организацию многопрофильного сотрудничества, которая объединяет 10 государств, расположенных в Юго-Восточной Азии (население – 600 млн чел.): Бруней, Вьетнам, Индонезию, Камбоджу, Лаос, Малайзию, Мьянму, Сингапур, Таиланд и Филиппины.

Целями организации являются ускорение экономического, социального и культурного развития стран-членов, а также установление мира и стабильности в регионе через приверженность принципам Устава ООН. Это полностью соответствует задачам и интересам России, активно стремящейся к участию в интеграционных процессах на пространстве Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Одновременно наша страна рассматривает Ассоциацию как ключевого партнера в работе по формированию в АТР архитектуры безопасности и сотрудничества, опирающейся на коллективные начала и общепризнанные нормы международного права.

С июля 1996 г. Россия является полномасштабным партнером по диалогу с АСЕАН. За этот период сформирована нормативно-правовая база взаимодействия, активно развивается сотрудничество в политической, экономической и культурной сферах, сформированы механизмы диалогового партнерства.

На встрече министров иностранных дел России и АСЕАН в 2004 г. была принята Совместная декларация Российской Федерации и государств – членов АСЕАН о сотрудничестве в борьбе с международным терроризмом, принят Рабочий план России и АСЕАН по противодействию терроризму и транснациональной преступности, а также установлен диалог на уровне старших должностных лиц и экспертов по этой теме.

В своем послании в декабре 2015 г. президент России Владимир Путин выдвинул инициативу по формированию широкого экономического партнерства по линии ЕАЭС – ШОС – АСЕАН. 

Россия активно участвует и в других форматах, инициатором которых является АСЕАН. Это прежде всего относится к Восточноазиатским саммитам, Асеановскому региональному форуму (АРФ), Совещаниям министров обороны стран –членов АСЕАН с диалоговыми партнерами, одно из которых состоялось в Москве 27 апреля. В подобных инициативах АСЕАН российская сторона прежде всего видит целенаправленные действия по созданию в АТР системы коллективной безопасности, основанной на широкой практике применения мер взаимного доверия в военной и политической областях.

В частности, недавно в АСЕАН с удовлетворением восприняли заявление главы российского МИД о том, что "все заинтересованные государства в вопросе о территориальной принадлежности участков Южно-Китайского моря должны исходить из принципа неприменения силы и стремиться к дипломатическому разрешению проблемы. При этом необходимо оставить попытки интернационализировать данную ситуацию и предоставить ее разрешение заинтересованным сторонам".

Ключевым моментом в развитии практических связей стало принятие Комплексной программы действий по развитию сотрудничества России и АСЕАН на 2005-2015 гг., нацеленной на укрепление и развитие диалога в политической, экономической и гуманитарной сферах. Для ее выполнения была разработана соответствующая "дорожная карта". В соответствии с решением, принятым на Совещании министров иностранных дел, в 2013 году была запущена подготовка нового плана развития сотрудничества на период 2016-2020 гг.

Совокупный товарооборот России и государств АСЕАН в последние годы удерживался на уровне $21-22 млрд. Торгово-экономическое сотрудничество опирается пока в основном на двустороннее взаимодействие нашей страны с Вьетнамом, Индонезией, Малайзией, Таиландом и Сингапуром. С некоторыми из них (Вьетнам и Индонезия) Россия успешно развивает военно-техническое сотрудничество.

Перспективным направлением взаимодействия Российской Федерации и государств – членов АСЕАН является также энергетика, прежде всего развитие альтернативных и возобновляемых источников энергии, наращивание инфраструктуры производства и потребления электроэнергии, использование атомной энергии в мирных целях, совместный поиск месторождений угля, нефти и газа. В настоящее время стороны работают над проектами расширения инвестиционного сотрудничества.

О конкретных политических и практических договоренностях глав России и государств – членов АСЕАН мы узнаем в ходе предстоящего саммита в Сочи.