Все новости

Книга на выходные: "Посмотрите на меня" Павла Басинского

МИЛЬЧИН Константин 
Литературный критик, главный редактор сайта gorky.media
Константин Мильчин — о литературном расследовании жизни и смерти публицистки Елизаветы Дьяконовой

В конце октября издательство АСТ выпустило книгу "Посмотрите на меня" Павла Басинского — литературоведа и литературного критика, автора биографий-бестселлеров "Лев Толстой: бегство из рая" и "Страсти по Максиму. Горький". Критик Константин Мильчин — о новой книге писателя, рассказывающей про публицистку Елизавету Дьяконову. 

Жила-была девушка Лиза Дьяконова. Родилась в 1874 году в Костромской губернии в купеческой семье, рано потеряла отца, блестяще окончила гимназию, несмотря на сопротивление матери, поступила на Высшие Бестужевские женские курсы, потом решила продолжить обучение во Франции.

В 1902 году, в возрасте 27 лет, погибла в горах Тироля и была найденной совершенно голой на краю водопада. Лиза была близка к тому, чтобы войти в историю исключительно благодаря своей странной смерти.

Но она была еще довольно плодовитой и талантливой публицисткой. А также вела дневник, который был опубликован, периодически переиздавался и в конце концов однажды попался на глаза Павлу Басинскому — журналисту, писателю, лауреату "Большой книги". Который дневником заинтересовался и написал о Лизе книгу. Биограф Басинский до крайности умелый. Он начинает с эффектного конца — со смерти у водопада.

Лиза Дьяконова была сама по себе интересным персонажем, но Басинский делает понятный и простой трюк: при помощи ее биографии он рассказывает об эпохе, о ее нравах, о темах, которые были спорными или, наоборот, бесспорными

И жалуется, что всем было интересно, почему же Лиза была голая. Но никому не интересно, "почему Дьяконова так рвалась на Бестужевские курсы? Почему ее мать была против этого? Зачем поехала учиться в Париж? Как ее угораздило влюбиться в своего психиатра? Зачем пошла в горы одна? Не покончила ли с собой?" А ведь это гораздо важнее.

Спойлер — в конце Басинский дает свою версию смертельной наготы. Но ответы на все перечисленные вопросы не менее интересны.

Лиза Дьяконова была сама по себе интересным персонажем, но Басинский делает понятный и простой трюк: при помощи ее биографии он рассказывает об эпохе, о ее нравах, о темах, которые были спорными или, наоборот, бесспорными. Его прием — смена оптики. Он показывает тот или иной вопрос с точки зрения традиционного для своего времени подхода и новаторского.

"Давайте посмотрим на нее глазами матери. 1894 год. Лизе вот-вот исполнится 20 лет. Подавляющее большинство девушек выходили замуж в возрасте от 17 до 20 лет. Не выйти замуж в этом возрасте означало "засидеться в невестах". Между тем мать не такая дура.

Она заметила, что ее дочь часто рассматривает свое отражение в зеркале. Дочь что-то от нее скрывает. К брату Шуре ходит студент-репетитор, с которым у Лизы явно какие-то отношения. Что мать должна была подумать, если бы она узнала, что ее дочь сама назначает студентам свидания на катке? Что она интересуется избирательным правом? Ну, это несерьезно! 

Хорошо, посмотрим на это глазами Лизы. Она встретилась со студентом на катке... О книгах договорились быстро, но ведь о чем-то надо еще поговорить. "Случайно разговор коснулся брака; мой собеседник очень удивился, когда я заметила, что отношусь к нему совершенно безразлично. "Вы рассуждаете как старуха! Слишком рано вы разочаровались в людях.

Непременно надо вам принести Макса Нордау".  <…> Очаровательная сценка для характеристики русской провинции эпохи fin de siècle! Гимназистка, полагая, что она изображает Одинцову, заигрывает со студентом, напрашиваясь на комплимент.

А студент с душевной туповатостью не ведется на эту "игру", советует умненькой, но некрасивой девушке прочитать книгу "Вырождение" норвежского врача Макса Нордау о "дегенеративных типах".

Что хорошо, так это то, что Басинский удерживается от модных сейчас параллелей с современностью. Книга остается в эпохе, никаких сравнений, только честное изложение истории. Местами немного вольное в трактовках. Но в пределах допустимой погрешности

Так он проходится по всем ключевым темам: роль женщины в обществе и степень ее свободы, вопрос добрачного секса, вопрос мужской полигамии и женской моногамии, религия и атеизм, философские доктрины, модные новые научные дисциплины и, конечно, литература.

Мир, описываемый Басинским, абсолютно литературоцентричен — значительная часть споров ведется о литературе (к примеру, о "Крейцеровой сонате"), Лиза примеряет на себя то один, то другой образ из романов.

При этом она во многом обогнала свою эпоху: для патриархального конца XIX века взгляды Лизы на женскую эмансипацию были практически революционными, да и сейчас в России далеко не все женщины столь смелы и радикальны, как Лиза.

Что хорошо, так это то, что Басинский удерживается от модных сейчас параллелей с современностью. Книга остается в эпохе, никаких сравнений, только честное изложение истории. Местами, немного вольное в трактовках. Но в пределах допустимой погрешности.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Цитирование разрешено со ссылкой на tass.ru