На прошлой неделе по наводке американской разведки прокуратура Тайваня провела масштабную операцию — в городе Синьбэй была разгромлена крупная торговая компания, ее владелец арестован. Его уличили в организации системы контрабандной торговли с КНДР в нарушение запрета со стороны Совета Безопасности ООН.
Как утверждается, тайваньская фирма в сотрудничестве с торговцами с континентальной части Китая фрахтовала суда, которые заходили в порты на севере Кореи и загружались там высококачественным углем. Его закупки в КНДР запрещены в качестве санкции за упорное нежелание Пхеньяна отказаться от испытаний все более совершенных баллистических ракет и ядерной программы. До недавнего времени именно уголь был главным экспортным товаром КНДР, на него имеется хороший спрос за рубежом. Бизнесмен с Тайваня хорошо учитывал конъюнктуру и работал системно — зафрахтованные им сухогрузы ходили с поддельными документами и липовыми накладными, с отключенными устройствами, позволяющими определять местонахождение судна.
Запрещено покупать практически все
Созданная этим дельцом структура была лишь частью усилий Пхеньяна по преодолению крайне жестких санкций, выстроенных Советом Безопасности ООН. КНДР, в сущности, живет в санкционном режиме долгие годы, однако в прошлом году она столкнулась с совершенно новым уровнем международных ограничений. Терпение Совета Безопасности ООН было во многом исчерпано: вопреки неоднократным запретам и всеобщему осуждению Пхеньян в 2016–2017 годах трижды взрывал ядерные заряды и 40 раз испытывал баллистические ракеты различных типов, в том числе прототипы межконтинентальных, которые потенциально способны поразить цели на восточном побережье США.
Это вызывает жесткое противодействие со стороны Соединенных Штатов и их союзников, которые резко активизировали военные учения в районе Корейского полуострова, расширили их масштабы. Вашингтон открыто не исключает и силового варианта решения проблемы, что пугает Китай: Пекину совершенно не улыбается перспектива войны у его границ. Схожие опасения испытывает и Россия, и в результате новые меры против КНДР принимаются единогласно.
У Пхеньяна сейчас запрещено закупать практически весь набор его экспортных товаров — не только уголь, но и металлы и их руды, текстиль и т.д. Это практически лишает его источников получения твердой валюты. Необычайно болезненны ограничения на поставки стране нефти и особенно нефтепродуктов: квоты на экспорт в КНДР бензина и солярки урезаны практически на 90%.
Пхеньян, по оценкам экспертов, с давних пор имеет налаженную систему нелегальной торговли и тайных финансовых расчетов, действующую в глобальных масштабах. В прежние годы она использовалась, например, для закрытых от западных глаз поставок оружия на Ближний Восток, в Африку, в некоторые страны Юго-Восточной Азии. Однако теперь, похоже, приоритеты изменились: силы брошены на обеспечение экспорта запрещенных товаров и получение дополнительных объемов топлива.
В обмен на сахар и алкоголь
На рынках китайских провинций Цзилинь и Ляонин, например, по свидетельству японских журналистов, по-прежнему легко увидеть морепродукты из Северной Кореи. Контрабандисты из КНР, как сообщается, заходят в устье пограничной реки Ялуцзян, пробираются в порты на северокорейской стороне и грузят там, например, кальмаров, поставки которых запрещены решениями Совбеза. Контрабандный товар, по данным газеты Asahi, часто перегружается прямо в море с судов КНДР на китайские шхуны.
В качестве оплаты помимо драгоценных юаней северокорейцы иногда просят горючее, сахар или алкоголь. Контрабандные морепродукты завозятся, по этим данным, под видом китайских или российских и стоят дешево: за северокорейских крабов, например, просят в четыре раза меньше, чем за легальных российских.
Путем перегрузки в море, как утверждается, на север Кореи доставляют нефть и нефтепродукты. Японские источники уверяют, что для этого Пхеньян фрахтует танкеры в некоторых странах Африки, Латинской Америки или южной части Тихого океана, где легче обойти систему международного контроля. В конце января, например, японский патрульный самолет зафиксировал, как в Восточно-Китайском море с судна под флагом Доминиканской Республики нефть перекачивалась в северокорейский танкер, который потом прямиком отправился в КНДР. Есть сведения, что в таких нелегальных поставках задействованы и китайские посредники.
Госдеп США 29 января открыто обвинил Россию в том, что через ее порты ведется нелегальная торговля северокорейским углем. Ссылка при этом делалась на расследование информационного агентства Reuters: оно уверяет, что незаконные поставки по меньшей мере три раза проходили через гавани Находки и Холмска. Уголь из КНДР оттуда якобы поставлялся в Японию и Южную Корею под видом российского.
Товарищ Ким меняет тактику
Москва, конечно, такие обвинения отвергает: посетивший на днях Токио глава комитета Совета Федерации по международным делам Константин Косачев заявил, что исключает какие-либо незаконные поставки на уровне государственной политики. Однако он признал возможность того, что на ниве контрабанды "отдельно взятые предприниматели могут искать лазейки". Такое может быть в любой стране, признал высокопоставленный парламентарий.
Однако, конечно, одной лишь контрабандой Пхеньян не сможет компенсировать потери от санкций: жесткое ограничение торговли с КНДР имеет и будет иметь тяжелые последствия. По данным сеульской печати, Пхеньян этой зимой существенно ограничил масштабы военных учений и тренировок — судя по всему, сказывается нехватка топлива. Со ссылкой на китайские источники американская радиостанция Free Asia уверяет, что лидер КНДР Ким Чен Ын растратил на ракетно-ядерную программу большую часть средств, которые достались ему в наследство от покойного отца, бывшего руководителя страны Ким Чен Ира. Однако новые поступления в казну сейчас резко сократились в первую очередь из-за реального подключения к санкциям Китая — главного экономического партнера Пхеньяна.
Нарастающие трудности, как полагают, — главная причина поворота в политике Ким Чен Ына, который в самом начале января после долгих лет жесткой конфронтации с Сеулом неожиданно выступил за налаживание диалога с Южной Кореей и участие делегации КНДР в Олимпиаде в Пхёнчхане. Потепление между двумя странами идет достаточно быстро, речь идет о возобновлении диалога по всем проблемам. Может зайти речь и о каких-либо гуманитарных поставках на Север. Однако ситуация остается неопределенной: США и Япония требуют от Южной Кореи не отходить от жестких санкций — по их мнению, только максимальное давление может заставить Пхеньян отказаться от ракетно-ядерных упражнений.