Малайзийский суд предъявил экс-премьеру Наджибу Разаку обвинения по трем эпизодам уголовного дела об отмывании денег, финансировании терроризма, а также получении доходов от незаконной деятельности. Первые слушания пройдут в феврале следующего года. Максимальный срок, который ему грозит, — 45 лет, а также штраф как минимум в пятикратном размере от общей суммы ущерба. Сейчас следствие считает его виновным в незаконном присвоении примерно $10,2 млн из небольшого государственного фонда SRC International. Для Малайзии это событие чрезвычайного масштаба: еще никогда ни бывший, ни действующий политик подобного уровня не оказывался под судом.
Серьезные проблемы у опального политика начались в мае, сразу же после поражения на парламентских выборах возглавляемой им Объединенной малайской национальной организации (новой) (ОМНО). Результаты голосования оказались настолько плачевными, что через несколько дней Наджиб Разак объявил о своей отставке с поста партийного руководителя.
Другого выхода у него и не было — ОМНО являлась основной политического альянса "Национальный фронт", который на протяжении более 60 лет, с момента обретения Малайзией независимости, побеждал на выборах. А сейчас они смогли получить лишь 79 из 222 мест в нижней палате законодательного органа. И по малайзийской конституции лидер победившего большинства Махатхир Мохамад (а это оппозиционная коалиция "Альянс надежды") стал премьер-министром.
Серьезный имиджевый удар был нанесен и непосредственно по самой ОМНО, которая проиграла в тех штатах, где исторически набирала большинство голосов. Например, в Джохоре, где в 1946-м была создана партия.
Рейс отменяется
Спустя несколько дней после всех заявлений Наджиб сообщил, что берет отпуск, который хочет провести в кругу семьи.
"За последние годы у меня почти не было времени на семью", — написал он на своей странице в Facebook.
Новый глава правительства Махатхир Мохамад позднее объяснит, что семья Наджиба была внесена в черный список людей, которым запрещено покидать пределы государства.
"Это сделано, чтобы потом не иметь лишних проблем с возможной экстрадицией", — указал премьер.
Следственный маховик начал стремительно раскручиваться. Полицейские пришли с обыском в апартаменты и резиденцию Наджиба. Многодневные обыски практически освещались в прямом эфире, публика наблюдала, как грузовиками из квартир и домов вывозят ящики. Как уже потом стало известно, это были ящики с наличностью, 25 сумок с золотом, около 12 тыс. единиц драгоценностей, 567 сумок Hermes, 423 штуки наручных часов, 234 единицы солнечных очков. Полицейским понадобился почти месяц, чтобы подсчитать примерную сумму изъятия. В итоге было объявлено, что конфисковано около $223 млн — $273,4 млн.
Фонд для себя
Пока экс-премьера обвиняют в хищениях $10,2 млн из фонда SRC International. Но это только верхушка: следователей больше интересуют хищения в другом более крупном государственном инвестиционном фонде 1MDB (1Malaysia Development Berhad). Там масштаб ущерба оценивается в $4 млрд.
Наджиб Разак, заняв в 2009 году кресло премьера, почти сразу создал фонд 1MDB, предназначенный для крупных инвестиционных проектов в таких сферах, как энергетика, транспорт, сельское хозяйство. В течение нескольких лет фонд регулярно анонсировал крупные проекты. Но в 2015 году газета Wall Street Journal опубликовала сенсационную статью о наличии $700 млн на личных счетах Наджиба, которые были переведены со счетов фонда.
В правительстве начались чистки, поскольку появилось немало недовольных поведением Наджиба. За критику главы правительства был смещен даже первый вице-премьер.
Несмотря на попытки отгородиться от поступающих обвинений в коррупции и хищениях, власти были вынуждены начать расследование. В итоге антикоррупционное ведомство признало наличие на личных счетах Наджиба $700 млн. Правда, по их версии, эти миллионы к фонду не имели никакого отношения, а всего лишь оказались спонсорскими взносами.
Сам экс-премьер долго не комментировал ситуацию, но потом рассказал о происхождении $700 млн. По его словам, это — не что иное как жест щедрости со стороны его друзей, королевской семьи Саудовской Аравии, которая и направила на его счета эти деньги, чтобы помочь партии на выборах в 2013 году. Тогда, кстати, Наджиб и его партия выборы действительно выиграли, правда, уже не так уверенно, как раньше. То ли спонсорские взносы не дошли до адресата, то ли авторитет правящей на тот момент партии серьезно пошатнулся.
Завершившееся в конце 2015 года следствие в Малайзии, как оказалось, стало лишь временной передышкой для Наджиба и его окружения. Почти одновременно Минюст США заинтересовался деятельностью фонда на территории Соединенных Штатов по обвинению в отмывании денег. Например, американские власти расследуют съемки фильма режиссера Мартина Скорсезе "Волк с Уолл-стрит" (The Wolf of Wall Street, 2013) с Леонардо Ди Каприо в главной роли. Поскольку главным спонсором, как выяснилось, стали американский предприниматель Кристофер Макфарленд и пасынок Наджиба Риза Азиз, а средства также поступили из фонда 1MDB.
Политическая близорукость
2016 год в Малайзии прошел с требованиями отставки правительства. В городах собирались многотысячные акции протеста. Было очевидно, что на фоне коррупционных скандалов правительство стремительно теряет популярность и вместе с тем политический вес.
Власти начали блокировать оппозиционные электронные СМИ, задерживать крупных оппозиционеров. И даже были попытки ареста одного из политических тяжеловесов страны Махатхира Мохамада, который возглавлял кабинет министров с 1981 по 2003 год.
Махатхир, которому в этом году исполнилось 93 года, в тот момент очень удачно и грамотно использовал гонения на себя и вновь приобрел большую популярность. Это позволило ему стать лидером оппозиционного блока "Альянс надежды", с которым в 2018 году он пошел на выборы и уверенно победил. Хотя уже после победы на выборах политик признал, что из-за возраста не намерен долго задерживаться на этом посту и передаст его раньше срока своему соратнику Анвару Ибрагиму.
Но одну из главных задач своего премьерства (он неоднократно подчеркивал) обязательно выполнит — Наджиб Разак окажется в тюрьме. Конечно, вряд ли бывший руководитель правительства сядет на 45 лет, но вероятность того, что окажется за решеткой, очень высока.