Почти две недели в Индонезии продолжалась поисково-спасательная операция после страшного землетрясения. Мощные подземные толчки магнитудой 7,4 стали причиной возникновения цунами с высотой волн до 7 м. На сегодняшний день известно, что жертвами стихии стали более 2 тыс. человек, более 10 тыс. получили ранения, в тяжелом состоянии находится больше 2,6 тыс. человек. Свои дома вынуждены были покинуть не менее 79 тыс. местных жителей.
Официальные цифры эти, правда, отличаются от реальных. До сих пор остается неизвестным, сколько в действительности человек стали жертвами землетрясения и цунами. Власти говорят, что без вести пропали 680 человек. Но при этом признают, что нет сведений как минимум о двух населенных пунктах, где проживало не менее 5 тыс. человек. Но некоторые средства массовой информации полагают, что речь может идти о десятках тысяч людей. И ответы на эти вопросы вряд ли удастся получить в ближайшее время.
Палу
Непосредственно эпицентр землетрясения находился в населенном пункте Дунгала, где проживает не менее 300 тыс. человек. Этот небольшой по местным меркам городок расположен примерно в 300 км от главного города провинции Палу. Именно оттуда продолжает поступать информация о численности жертв.
Центральный штаб координации поисково-спасательной операции был создан в Палу, здесь созданы и центры временного приема беженцев. Практически сразу же туда прибыли спасательные отряды, армейские подразделения. Были некоторые задержки с доставкой тяжелой техники, поскольку местный аэропорт был частично разрушен подземными толчками, в частности, уничтожена диспетчерская башня, повреждена взлетно-посадочная полоса.
Но в течение суток аэропорт был восстановлен и смог принимать самолеты военно-транспортной авиации. На протяжении нескольких суток спасатели пытались добраться до других населенных пунктов, в том числе расположенных в районе Дунгала и Сиги. По словам представителей Агентства по предотвращению стихийных бедствий, все дороги были разрушены и только при помощи специальной техники некоторым спасателям впоследствии удалось добраться туда. Полной картины о случившемся там до сих пор нет.
Так, на ежедневных брифингах в агентстве сообщалось в основном о ситуации в Палу: сколько погибли, ранены, пропали без вести, число разрушенных зданий и прочее. Следом за подземными толчками расположенные на побережье населенные пункты накрыли мощнейшие волны цунами.
Но в это время, например, на городской набережной Палу находились сотни местных жителей, которые в пятничный вечер готовились отмечать один из традиционных праздников. Уже потом стало известно, что угроза цунами, о которой было объявлено сразу же после землетрясения, была отменена через 30 минут.
Международная помощь
Практически сразу же после землетрясения десятки стран и международных организаций предложили финансовую и гуманитарную помощь Джакарте. Индонезийские власти пояснили, что готовы принимать помощь палатками, генераторами, оборудованием для очистки воды, а также полевыми госпиталями с квалифицированным персоналом. Одновременно Джакарта отказалась принять помощь от США, которые хотели направить к берегам Сулавеси плавучий госпиталь. Вице-президент страны Юсуф Калла пояснил, что опыт предыдущих стихийных бедствий показал их неэффективность.
Россия также направила в Индонезию 23 тонны гуманитарной помощи, в составе груза были передвижные электростанции, палатки, одеяла, а также установки для очистки воды. Одновременно министр финансов республики Сри Мульяни Индравати рассказала, что предоставляемая другими странами финансовая помощь будет направлена на восстановление домов и инфраструктуры.
По ее словам, около 20 государств объявили о готовности оказать финансовую помощь, в том числе Австралия, Китай, Норвегия, США, Турция, Япония, а также Евросоюз. По самым предварительным оценкам Всемирного банка, экономический ущерб от стихии оценивается в $531 млн. Представители банка также заявили о готовности предоставить Индонезии $1 млрд. Эти средства, в частности, могут использоваться на модернизацию систем раннего предупреждения о стихийных бедствиях, восстановление инфраструктуры, а также важнейших объектов жизнедеятельности — систем водоснабжения, больниц, школ и прочее. Власти страны также могут использовать средства для оказания помощи, в том числе на выплату семьям из пострадавших районов, проживающим за чертой бедности.
Кто виноват
С одной стороны, вроде бы все очевидно: Агентство метеорологии, климата и геофизики в начале предупредило, а потом сняло угрозу. Депутаты парламента страны потребовали как минимум отставки руководителя ведомства.
"Агентство допустило трагическую ошибку, отменив предупреждение о надвигающемся цунами после мощного землетрясения. И Двикорита Карнавати, как руководитель ведомства, должна быть ответственна за случившееся", — подчеркнул член парламентского комитета Антон Сихомбин. Кроме того, он отметил, что "глава ведомства в подобных ситуациях должна давать четкие объяснения случившемуся".
Предупреждение, кстати, было отменено уже после того, как три волны, высота которых достигала 7 м, накрыла районы провинции. Представители различных профильных ведомств признают, что в стране фактически отсутствует система раннего обнаружения цунами. Например, по словам официального представителя национального Агентства по предотвращению стихийных бедствий Сутопо Нугрохо, "начиная с 2012 года в стране не действует глубоководный буй раннего обнаружения — один из ключевых элементов системы".
По его мнению, "причина заключается в отсутствии необходимого финансирования, которое с каждым годом уменьшается". Он подчеркнул, что "Индонезии крайне необходимо самое современное оборудование".
В Агентстве метеорологии, климата и геофизики рассказали, что в стране действует лишь около 130 датчиков изменения уровня моря, в то время как в Японии, например, их около тысячи. При том, что Япония по своим размерам сопоставима лишь с частью острова Ява (крупнейшего острова Индонезии — прим. ТАСС). Кроме того, эксперты агентства сообщили, что информация о возможных проявлениях стихии поступает лишь за три часа. А новейшее оборудование позволяет определять угрозу за 24 часа.
Табу на правду
Власти Индонезии сразу же после землетрясения ввели жесткий контроль за информационным освещением ситуации. "Необходимо установить цензуру в подаче информации, чтобы не допустить негативного влияния на пострадавших, членов их семей", — указывается в заявлении Комитета по телерадиовещанию страны.
Если первые дни представители различных ведомств, в том числе и вооруженных сил, еще как-то комментировали происходящее, приводили данные о жертвах, то затем фактически единственным источником получения информации остались брифинги Сутопо Нугрохо.
Появление жесткой цензуры, очевидно, связано не только с нежеланием сеять панику — оно преследовало явные политические цели. Незадолго до нынешней трагедии в стране официально стартовала кампания по выборам президента, которые пройдут в апреле будущего года.
Действующий глава государства Джоко Видодо баллотируется на второй срок, а его главный и единственный соперник — Прабово Субианто, который на прошлых выборах уступил Видодо всего лишь чуть более 5%.
И нападки со стороны оппозиции уже начались. В частности, звучат обвинения в адрес властей из-за решения не отменять ежегодную сессию Международного валютного фонда и Всемирного банка, которая проходила на острове Бали с 8 по 14 октября.
Как считают в штабе соперника Видодо, во-первых, неэтично проводить подобные мероприятия на фоне гибели тысяч людей, а во-вторых, что самое главное, прозвучали обвинения в расходовании огромных средств на проведение форума.
На что министр финансов Адита Иравати объяснила, что расходы, которые составили около $55 млн, были заложены в бюджете еще в начале года. Кроме того, правительству в процессе подготовки к форуму удалось их сократить почти на 40%.
При этом президент подчеркнул, что "большинство затрат пошли не на проведение непосредственно встречи, а на создание инфраструктуры на острове — это и модернизация и расширение международного аэропорта, и строительство автомобильного туннеля для улучшения транспортной ситуации, и прочее; все эти объекты будут использоваться и после завершения сессии".
Но очевидно, что это только начало. Чем ближе выборы, тем вопросов станет больше и, по-видимому, они будут острее. Да и сейчас уже можно предположить некоторые из них.
Например, почему с 2004 года, когда неподалеку от индонезийского острова Суматра произошло одно из самых мощных землетрясений в истории, которое вызвало самое смертоносное цунами современности, не было сделано серьезных выводов, не проведена работа по созданию убежищ, обучению населения, чиновников, как действовать в экстренных ситуациях. Тогда в ряде стран, в том числе Индонезии, Индии, Таиланде, Шри-Ланке, погибли от 220 тыс. до 300 тыс. человек.
И наконец, какое же хотя бы примерное число жертв нынешнего землетрясения на территории, где проживает не менее 4 млн человек.