1 ноября 2018, 15:56
Мнение

Ожившая фантазия цвета неба и моря. Чем марокканский городок Шефшауэн привлекает туристов

Первин Мамед-заде — про колонизацию, французского монаха и исследователя Шарля Фуко, морисков, медину всех оттенков синего, ковры с берберскими узорами, козий сыр и деревенское варенье

"Синяя сказка", "Голубая жемчужина Рифа", "Мистический город", "Сокровище севера Марокко", "Маленькая Андалусия", "Горный сапфир". Такими яркими эпитетами историки, путешественники, фотографы и ценители красоты наградили маленький марокканский городок Шефшауэн с населением чуть более 40 тысяч человек, живописно раскинувшийся на склонах горной области Риф на севере королевства.

В последние годы Шефшауэн, известный как "синий город" за характерный преобладающий цвет построек, неизменно мелькает в туристических буклетах наряду с прославленными Марракешем, Фесом, Агадиром или Танжером, принимает престижные международные музыкальные и художественные фестивали и попадает в хит-парады самых колоритных мест на планете.

"Смотри на рожки"

Само слово "Шефшауэн", надо признать, звучит весьма необычно и сразу западает в память. Столь оригинальным названием городок обязан особенностям окружающего ландшафта. В переводе с местного диалекта берберского языка Шефшауэн означает "смотри на рожки". А теми самыми рожками местные жители прозвали нависающие над кварталами две горные вершины — Тиссука и Мегу.

Интересно, что ныне очаровательный, похожий на воплощенную фантазию художника Шефшауэн изначально строился как военная крепость, призванная остановить продвижение португальских завоевателей, которые в течение XV века заняли крупные города на северном побережье Марокко: сперва пала Сеута, затем — Асила и Танжер.

И вот тогда в 1471 году прибывший из Андалусии эмир Мулай Али бен Рашид Аль Алами начинает строительство хорошо укрепленного населенного пункта, который бы мог приютить людей, а заодно послужить пристанищем для скота. Место было выбрано весьма удачное — в труднодоступном гористом районе, располагавшем в достатке лесными и водными ресурсами.

Вскоре после падения Гранады в 1492 году и окончательной победы Реконкисты, позволившей христианам-католикам отвоевать южные регионы Испании у арабов, многие мусульмане и евреи были вынуждены бежать на север Африки.

Одним из пристанищ для них стал Шефшауэн. В течение нескольких веков город расширялся и развивался, в том числе за счет пришедших сюда морисков — принявших христианскую веру мусульман Андалусии. С собой они привезли ценные знания и особый стиль андалусской культуры, сильно повлиявшей на облик Шефшауэна и образ жизни его обитателей.

Стремление соорудить в горах некое подобие "маленькой Андалусии", отгородиться от враждебности внешнего мира и позабыть о горестном изгнании из благодатной Испании привело к тому, что жители провозгласили Шефшауэн священным городом, куда под страхом смертной казни был запрещен вход иноверцам.

Впрочем, это лишь подогревало интерес к месту, вокруг которого возник ореол загадочности, притягивавший любителей всего неизвестного и таинственного.

Строгий запрет на посещение Шефшауэна к началу XX века сумели нарушить лишь несколько человек, в том числе Шарль Эжен де Фуко — французский монах, отшельник и исследователь Африки.

Летом 1883 года, переодевшись раввином, он, рискуя жизнью, тайно проник в "синий город" и сумел заглянуть в его повседневную жизнь, изучить геометрию кварталов и особенности поведения местных жителей. Свои ценные этнографические наблюдения пытливый и отважный монах описал в вышедшей несколько лет спустя книге "Познание Марокко".

И только лишь в начале 1920-х годов завесу таинственности с Шефшауэна сняли вошедшие в него колониальные испанские войска, которые в тот период сражались в горах Рифа с местными восставшими племенами.

Медина в синих тонах

Медина — большой средневековый район, окруженный массивной стеной и поделенный на несколько кварталов, дошедших до наших дней в прекрасном состоянии, — на протяжении веков остается верным хранителем удивительной атмосферы Шефшауэна.

Все шесть кварталов — Суика, Харразин, Себбанин, Риф Андалус, Онсар и Баб Сук — были возведены в несколько этапов в период с 1471 года по середину XVI века, и с тех пор их внешний облик мало изменился, если не считать появления на улочках электрических фонарей и некоторых технических приспособлений.

Современный Шефшауэн уже успел забыть грохот орудий и топот сапог европейских завоевателей и живет в спокойном, размеренном ритме, тщательно оберегая свою самобытность и неповторимый колорит.

Аккуратный, ухоженный городок, словно прилипший к горному склону, похож на рукотворный сказочный мир с заметным сельским колоритом. Фасады его зданий, двери, убегающие вверх и наискосок лестницы ловко играют сочной палитрой всевозможных оттенков синего цвета — от нежно-голубого и бирюзового до сапфирового и индиго. Всех и не перечесть!

Одна из легенд гласит, что синий цвет стал излюбленным для жителей Шефшауэна в память о небесной безмятежности, несущей покой и исцеление, и расположенном неподалеку Средиземном море, чьи водные просторы отделяют марокканский берег от Андалусии, где много веков подряд жили их предки.

Но есть еще одно распространенное объяснение. Оно связано с живущей в Шефшауэне с XV века еврейской общиной, для которой синий цвет традиционно имеет особое значение.

Несколько раз в год жители медины заново красят фасады своих домов и прилегающие к ним пространства ради сохранения самобытности города и поддержания его привлекательности, столь ценимой гостями.

Дело в том, что многие туристы предпочитают жить и проводить досуг именно в средневековой части, чтобы за время своего пребывания успеть проникнуться ее подлинным духом.

Ведь в Шефшауэн приезжают не только отдохнуть, прогуляться к знаменитому источнику Рас-эль-Ма, впитать чистый горный воздух, но также и поискать яркие визуальные впечатления, будоражащие фантазию образы, наконец, поймать вдохновение. Специально для иностранцев десятки старинных зданий в медине переделаны в комфортные гостевые дома и рияды с изысканными интерьерами в андалусском стиле.

Дух базаров

Эмоциональный фон средневековой части города соткан из переливов цветов и оттенков, обилия бытовых сцен на улочках и суеты базарных рядов. Как и практически повсюду в Марокко, медина Шефшауэна живет торговлей.

С давних пор традиционно большим спросом как у иностранных туристов, так и у марокканцев пользуется продукция местных ткацких мастерских — толстые ковры с берберскими узорами, разноцветные мягкие пледы, популярные в области Риф полосатые красно-белые полотенца, вязаные свитера с капюшоном, мужские джеллябы (длинные просторные рубахи) и женские кафтаны.

Чтобы покупатель не прошел мимо, продавцы развешивают свои разноцветные товары прямо на дверях магазинов, фасадах домов и каменных парапетах.

Как утверждают местные власти, всего в Шефшауэне насчитывается более 4 тысяч ремесленников и мастеров почти 80 специальностей, изготавливающих красивые вещи из кожи, шерсти, хлопка, льна, дерева, серебра, железа и других материалов.

Некоторые их лавки похожи на большие разноцветные сундуки с массой не только красивых, но и полезных вещей.

Почти все главные улочки с разных направлений стекаются к самому оживленному месту медины — площади Ута эль-Хамам (что можно перевести как "голубиное пространство"), на которой расположены самые известные достопримечательности Шефшауэна — величественная крепость (касба) XV века и прилегающая к ней Большая мечеть с нетипичным для Марокко восьмиугольным минаретом.

Значительная часть площади занята красочно украшенными ресторанами и кафе, где посетителей обязательно накормят знаменитыми угощениями Шефшауэна — великолепным козьим сыром ("жбан аль-маиз", как называют его местные жители), свежеиспеченным хлебом, который принято макать в душистый горный мед, деревенское варенье или оливковое масло.

Кстати, марокканцы обязательно напомнят, что в 2010 году традиционная кухня Шефшауэна наряду с оригинальными блюдами для правильного питания из ряда провинций Италии, Испании и Греции была признана ЮНЕСКО частью Всемирного нематериального культурного наследия человечества под известным брендом "средиземноморская диета". Ее основу составляют свежие овощи и фрукты, натуральное оливковое масло, сыры и разнообразные молочные продукты. 

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Использование материала допускается при условии соблюдения правил цитирования сайта tass.ru