Компьенский вагон перемирия
Дмитрий Горохов — к столетию победы в Первой мировой войне
Вечером в четверг 7 ноября 1918 года уполномоченные Германии по заключению перемирия во главе со статс-секретарем Маттиасом Эрцбергером, прибыли на автомобилях из оккупированной Бельгии к линии фронта.
После краткой остановки они продолжили путь к вокзалу Тернье, откуда затем на транспортном поезде проследовали к месту встречи — в Компьенский лес. Там их ожидала французская делегация.
Первые переговоры начались утром в пятницу. В этот день 9 ноября в охваченной революцией Германией император Вильгельм был вынужден отречься от престола. Ушел в отставку и рейхсканцлер Максимилиан Баденский, которого сменил социал-демократ Фридрих Эберт.
Местом переговоров стал вагон 67-летнего французского маршала Фердинанда Фоша, главнокомандующего союзными силами. Войска союзников Фош, кадровый офицер и военный теоретик, возглавил в марте 1918 года. Спустя несколько месяцев, в августе, он получил звание маршала Франции.
Через всю войну
Фош прошел через всю Первую мировую войну и хорошо знал, что выстоять французам удалось в значительной мере благодаря поддержке русского союзника. Россия, с которой Франция заключила в конце XIX столетия двусторонний альянс, постоянно приходила ей на помощь с первых же дней войны.
"Если Франция и не была стерта с карты Европы, то в первую очередь благодаря мужеству русских солдат", — так оценивал помощь, которую оказала русская армия, выдающийся французский военачальник.
Занимаемый им вагон — номер 2419 D — входил в состав поезда компании спальных вагонов, курсировавшего на линии Довиль-Трувиль. Вагон был реквизирован для нужд французской армии и переоборудован под ставку главкома. На опушке Компьенского леса для него были выложены рельсы, использовавшиеся для подвоза артиллерийских снарядов.
На утреннем заседании были проверены полномочия делегаций, оглашены условия перемирия. Германская сторона получила 72 часа на подготовку своего ответа.
И в субботу 9 ноября в 15:45 немецкая делегация передала свои замечания по поводу условий перемирия. В воскресенье 10 ноября в 18:30 Фош предупредил немецкую делегацию, что отведенное для подготовки время истекает.
В этот же вечер спустя несколько часов из Берлина пришли две телеграммы, подтверждающие, что германское правительство принимает предъявленные условия перемирия.
Германия должна была прекратить военные действия в течение шести часов после подписания соглашения, эвакуировать свои войска из Бельгии, Франции, Люксембурга, репатриировать военнопленных, сдать 5000 орудий, 25000 пулеметов, 1700 самолетов и другую технику.
11 ноября в 11 часов
В ночь на понедельник, 11 ноября, в 2 часа 15 минут в вагоне открылись заключительные переговоры. На заседании был зачитан окончательный текст перемирия. В 5 часов 10 минут утра состоялось его подписание.
В 7:00 маршал Фош после фотографирования у вагона перемирия отбыл в Париж. В 9:30 он нанес визит премьеру и военному министру Жоржу Клемансо, "отцу победы", передав ему документ. В 10:30 с этим же докладом Фош побывал у президента Раймона Пуанкаре.
Военные действия прекратились с вступлением перемирия в силу в одиннадцать часов в одиннадцатый день одиннадцатого месяца 1918 года.
Ровно в назначенный час капрал 171 пехотного полка французской армии Пьер Селье поднес к губам горн, чтобы подать долгожданный сигнал прекращения огня.
К этому времени Первая мировая длилась уже 1560 дней. В тот же день в 16:00 Клемансо выступил перед парламентариями в палате депутатов, а затем перед сенаторами республики.
В конце этого долгого дня в 21:00 лучшая во Франции исполнительница "Марсельезы", солистка парижской оперы Марта Шеналь спела французский гимн для тысяч парижан, собравшихся на ступенях дворца Пале-Гарнье.
Первая мировая война унесла жизни 18,6 млн человек, в том числе 1,7 млн во Франции, 2,4 млн в Германии и 3,3 млн в России. Только в последний ее день были убиты, ранены, пропали без вести 11 тысяч человек.
В 1922 году президент Французской Республики Александр Мильеран распорядился увековечить эту страницу французской истории.
Вагон Фоша становится местом поклонения. В 1922 году он выставлен на территории исторического Дома Инвалидов, а в 1927 году возвращен на поляну перемирия в Компьенский лес.
Там был открыт музей, который станет символом победы и местом многочисленных национальных торжеств.
Лето 1940 года
Представители Франции и Германии вернутся в вагон 22 июня 1940 года. Гитлер решил взять реванш за "унижение, испытанное в 1918 году".
Вагон избран местом подписания нового перемирия, но на этот раз в пользу Германии. По его распоряжению вагон отправлен в Германию.
Ровно через год, 22 июня 1941 года, она нападет на Россию. Бывший вагон маршала Фоша должен был стать музеем славы рейха. Но война примет неожиданный для фюрера оборот. В 1944 году вагон будет вывезен из Берлина и укрыт в Тюрингии, где разместилась последняя военная ставка гитлеровского режима.
По одной из версий вагон был затем сожжен по распоряжению Гитлера, по другой — уничтожен во время американской бомбардировки. В связи с восстановлением поляны перемирия в Ретонде было решено заменить сгоревший вагон другим, из того же поезда, который был спроектирован в 1913 году. Маршал, статс-секретарь, капрал
С окончанием первой мировой войны Фош перестанет быть главнокомандующим. Он станет главой высшего военного совета, будет избран во Французскую Академию и скончается в Париже в марте 1929 года.
Маттиас Эрцбергер, поставивший подпись под актом перемирия с немецкой стороны, будет убит на прогулке в Шварцвальде в августе 1921 года. Покушение совершили бывшие морские офицеры, входившие в состав праворадикальных немецких группировок.
После Первой мировой войны состоятельные американские покупатели будут предлагать капралу Селье продать им исторический горн, возвестивший об окончании войны. Он откажется и подарит его военному музею на территории исторического дома Инвалидов.
В воскресенье 11 ноября 2018 года в день празднования в Париже годовщины окончания Первой мировой войны исторический горн будет извлечен из музейного хранилища, и, как сто лет назад, вновь прозвучит сигнал о перемирии.