23 ноября 2018, 07:25
Мнение

Нет времени скорбеть, пора грабить. Новый фильм Стива Маккуина "Вдовы"

Кинокритик
Необычный для режиссера сюжет в его фирменном хладнокровном исполнении

Публикация содержит информацию, не предназначенную для пользователей до 16 лет.

После "Голода", "Стыда" и "12 лет рабства" британец Стив Маккуин сделал свой первый студийный фильм, и несмотря на нетипичный для него сюжет, режиссер остается верным себе и снимает сложный социально-политический триллер.

Фильм начинается с мастерски смонтированных параллельных сцен ограбления и семейной мирной жизни. Четыре преступника, четыре жены, четыре истории отношений со своими подводными камнями — режиссер несколькими штрихами обозначает все, что нам нужно знать про главных действующих лиц. В итоге мужчин убивают, и к вдове главного из них Веронике (Виола Дэвис) приходит обиженный Джамал (Брайан Тайри Генри), которого, собственно, и пытались обворовать, и требует свои деньги обратно. Вдова находит в записной книжке мужа план следующего ограбления и зовет в сообщницы двух других сестер по несчастью (про четвертую вдову сюжет быстро забывает).

Джамалу деньги нужны не просто так, а на предвыборную кампанию. Он намеревается стать первым чернокожим главой одного из округов Чикаго. Его конкурент — богатый сын (Колин Фаррелл) нынешнего главы округа (Роберт Дювалл).

Несмотря на название "Вдовы", судьбы главных героинь становятся не единственной заботой режиссера. Его по традиции интересует социальная и политическая повестка, которая, несмотря на свою силу, оставляет наибольшее количество вопросов.

Политики в фильме по своему обыкновению ищут выгоды для себя. Необычным на их фоне выглядит персонаж Фаррелла, который кроме откатов все-таки хочет светлого будущего для своих детей, но одновременно "копаться в этом дерьме" ему не очень охота. МакКуин виртуозно показывает одной сценой ужасающую разницу между бедным и богатым Чикаго, но к чему это все ведет непонятно. К тому, что преступники и политики суть одно и тоже, но только за одними бегают с пистолетами, а за другими – с камерами и диктофонами? Режиссер уделяет этой сюжетной линии не меньше внимания, чем, собственно, вдовам, но высказывание на этот счет получается невнятным. Не дремлет и тема расового неравенства, за которую отвечают главным образом отношения чернокожей Вероники и ее белого мужа (Лиам Нисон).

В этот нелицеприятный мужской мир приходится окунуться новоиспеченным вдовам. Вероника в исполнении Дэвис сочетает в себе жесткость и уязвимость, так же, как и Элис (Элизабет Дебики), которая осознает, что может существовать без покровительства мужчин и способна постоять сама за себя. Интересно наблюдать и за Мишель Родригес, сменившей амплуа грозной воительницы на более женственную роль. Хотя из-за перегруженности сюжета, в их историях, может, кроме главной Вероники, остается много недосказанности. При этом режиссер вместе со сценаристкой "Исчезнувшей" и "Острых козырьков" Гиллиан Флинн не делает их милыми подружками, которые решают уделать плохих парней, а буквально сталкивает их лбами, создавая между ними атмосферу своеобразной любви-ненависти. Маккуиновская фирменная скупость на эмоции на этот раз играет против него — холодная и отстраненная режиссура дистанцирует зрителя от героинь, несмотря на их внутреннюю агонию. Они не сочувствуют друг другу, мы им тоже.

"Голод" и "Стыд" были своего рода монофильмами, где Маккуин с пугающей хладнокровностью препарировал отдельное социальное явление и наблюдал за своими героями через толщу лабораторного стекла. Во "Вдовах" он поддается соблазну и вместо того, чтобы сосредоточиться на чем-то одном, охватывает такой широкий круг проблем, что фильм теряет свой фокус, и в итоге режиссер, пытаясь высказаться сразу и обо всем, по сути, ничего не говорит.  

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Использование материала допускается при условии соблюдения правил цитирования сайта tass.ru

LiveInternet