23 ноября 2018, 07:25
Мнение

Нет времени скорбеть, пора грабить. Новый фильм Стива Маккуина "Вдовы"

Необычный для режиссера сюжет в его фирменном хладнокровном исполнении

Публикация содержит информацию, не предназначенную для пользователей до 16 лет.

После "Голода", "Стыда" и "12 лет рабства" британец Стив Маккуин сделал свой первый студийный фильм, и несмотря на нетипичный для него сюжет, режиссер остается верным себе и снимает сложный социально-политический триллер.

Фильм начинается с мастерски смонтированных параллельных сцен ограбления и семейной мирной жизни. Четыре преступника, четыре жены, четыре истории отношений со своими подводными камнями — режиссер несколькими штрихами обозначает все, что нам нужно знать про главных действующих лиц. В итоге мужчин убивают, и к вдове главного из них Веронике (Виола Дэвис) приходит обиженный Джамал (Брайан Тайри Генри), которого, собственно, и пытались обворовать, и требует свои деньги обратно. Вдова находит в записной книжке мужа план следующего ограбления и зовет в сообщницы двух других сестер по несчастью (про четвертую вдову сюжет быстро забывает).

Джамалу деньги нужны не просто так, а на предвыборную кампанию. Он намеревается стать первым чернокожим главой одного из округов Чикаго. Его конкурент — богатый сын (Колин Фаррелл) нынешнего главы округа (Роберт Дювалл).

Несмотря на то что это студийный фильм, непонятно, почему западные критики упорно называют его развлекательным. Да, это первая картина Маккуина, где есть взрывы и сцены погони, но британец слишком серьезен и поднимает слишком важные вопросы, чтобы развлекать

Несмотря на название "Вдовы", судьбы главных героинь становятся не единственной заботой режиссера. Его по традиции интересует социальная и политическая повестка, которая, несмотря на свою силу, оставляет наибольшее количество вопросов.

Политики в фильме по своему обыкновению ищут выгоды для себя. Необычным на их фоне выглядит персонаж Фаррелла, который кроме откатов все-таки хочет светлого будущего для своих детей, но одновременно "копаться в этом дерьме" ему не очень охота. МакКуин виртуозно показывает одной сценой ужасающую разницу между бедным и богатым Чикаго, но к чему это все ведет непонятно. К тому, что преступники и политики суть одно и тоже, но только за одними бегают с пистолетами, а за другими – с камерами и диктофонами? Режиссер уделяет этой сюжетной линии не меньше внимания, чем, собственно, вдовам, но высказывание на этот счет получается невнятным. Не дремлет и тема расового неравенства, за которую отвечают главным образом отношения чернокожей Вероники и ее белого мужа (Лиам Нисон).

В этот нелицеприятный мужской мир приходится окунуться новоиспеченным вдовам. Вероника в исполнении Дэвис сочетает в себе жесткость и уязвимость, так же, как и Элис (Элизабет Дебики), которая осознает, что может существовать без покровительства мужчин и способна постоять сама за себя. Интересно наблюдать и за Мишель Родригес, сменившей амплуа грозной воительницы на более женственную роль. Хотя из-за перегруженности сюжета, в их историях, может, кроме главной Вероники, остается много недосказанности. При этом режиссер вместе со сценаристкой "Исчезнувшей" и "Острых козырьков" Гиллиан Флинн не делает их милыми подружками, которые решают уделать плохих парней, а буквально сталкивает их лбами, создавая между ними атмосферу своеобразной любви-ненависти. Маккуиновская фирменная скупость на эмоции на этот раз играет против него — холодная и отстраненная режиссура дистанцирует зрителя от героинь, несмотря на их внутреннюю агонию. Они не сочувствуют друг другу, мы им тоже.

"Голод" и "Стыд" были своего рода монофильмами, где Маккуин с пугающей хладнокровностью препарировал отдельное социальное явление и наблюдал за своими героями через толщу лабораторного стекла. Во "Вдовах" он поддается соблазну и вместо того, чтобы сосредоточиться на чем-то одном, охватывает такой широкий круг проблем, что фильм теряет свой фокус, и в итоге режиссер, пытаясь высказаться сразу и обо всем, по сути, ничего не говорит.