7 февраля 2019, 05:00
Мнение

Пролетарии всех стран, вооружайтесь: фильм "Завод" Юрия Быкова

Режиссер продолжает исследовать загадочную русскую душу

В своей новой картине Быков пытается вырваться за границы привычного ему жанра социальной драмы и сделать зрительское кино, но старые привычки берут над ним верх.

Утро, завод. Рабочие расходятся по своим местам и занимаются словесной перепалкой. Однако обычный распорядок дня нарушается визитом большого начальства, самого владельца завода Калугина (Андрей Смоляков). Он объявляет рабочим, что денег нет, платить зарплату им он не будет, а завод закрывает. А денег у людей реально нет, и что делать и куда бежать, непонятно — семью-то кормить надо. Тогда молчаливый бывший спецназовец по прозвищу Седой (Денис Шведов), который ходит на работу исключительно пешком, предлагает радикальное решение: Калугина взять в заложники и потребовать с него деньги.

Где точно находится завод, нам не говорят, но по общему впечатлению в какой-то глубинке. В целом история локальна, но одновременно универсальна, таким образом Быков показывает, что она могла бы произойти на любом заводе в любом российском городе. Можно сказать, что режиссер создает свою упрощенную модель общества: есть наглый эксплуататор, плотно сотрудничающий с местными чиновниками, есть простой народ, которого угнетают и используют, есть высшая власть, где-то там в недосягаемости, а есть борец за правду, стремящийся разорвать этот порочный круг.

Быков не раз повторял, что "Завод" отличается от его предыдущих картин как схемой финансирования, так и масштабностью. Фильм полностью снят на частные деньги, и в производстве поучаствовали не только российские компании, но и французская Kinovista и немецкая Wild Bunch, занимавшаяся прокатом картин Жан-Люка Годара, Хаяо Миядзаки, Томаса Хупера, Даррена Аронофски и Андрея Звягинцева. Это действительно большой шаг вперед.

Но если говорить о самом размахе съемок, то он в "Заводе" все равно небольшой.

Быков не раз подчеркивал, что хотел сделать картину зрительской, зацепить аудиторию экшеном, компьютерной графикой и перестрелками. Но он, как ни крути, камерный режиссер, и через его психологический триллер просвечивает социальная драма, а большинство сцен так и просится на театральные подмостки

"Аттракционная составляющая" здесь чувствуется слабо, и напряжение сохраняется скорее за счет психологизма, чем за счет экшена. Вырваться из сетей привычного ему жанра у Быкова не получилось.

Ночное ожидание и бесконечные переговоры героев перемежаются вспышками откровенных монологов о судьбах России. При том, что если изначально Калугин представляется как олицетворение зла, то потом становится ясно, что и Седой не так прост, и за его поисками правды и справедливости ему также наплевать на обычных людей, как и бизнесмену. Они презирают "народ" одинаково, только по разным причинам.

В итоге сами рабочие остаются не у дел и главное противостояние происходит между Седым и Калугиным. Один обличает другого во всех смертных грехах, а второй устало от него отпихивается, мол, молодой ты еще да глупый, а справедливости искать бессмысленно, так как ее не существует. Ничья правда не побеждает, правды вроде как тоже нет. Выживает тот, кто выносливее, удачливее и хитрее.

Создается впечатление, что фильм ударяется в нигилизм и сам запутывается в своих целях, так как уже ближе к концу становится окончательно непонятно, чего же все-таки хочет добиться главный герой, и риторика между персонажами теряется в тумане

Последний, кстати, в фильме действительно есть, в лице героя Владислава Абашина по кличке Туман — начальника личной охраны Калугина. Из второстепенного персонажа он постепенно переходит на первый план и чуть ли не становится моральным преемником Седого. Только что тот оставил ему в наследство, остается для нас загадкой.