Миф №1: корейцы едят собачатину
Наверное, самый распространенный и живучий стереотип о Корее связан с кулинарными пристрастиями ее жителей. Одним из первых вопросов, который мне обычно задают, узнав, что я живу и работаю в Сеуле: "А ел ли ты собачатину?"
Отвечаю: да. Но не в Южной Корее, а в Северной, и не то чтобы добровольно. Коллеги из агентства ЦТАК (Центральное телеграфное агентство Кореи) как-то пригласили меня на обед и рассказали, что мясные блюда были приготовлены из собаки, лишь по завершении трапезы. Вкус был слегка специфичный, но я тогда списал его на приправы. С тех пор собачатину я не ел.
В Южной Корее собак употребляют в пищу, но вовсе не в таких масштабах, как думают многие иностранцы. Во-первых, блюда из этих животных считаются скорее лекарственными, согревающими и употребляются при тяжелых простудных заболеваниях.
В-третьих, пристрастие к блюдам из собачатины в Корее испытывают в основном представители старшего поколения, лечившиеся таким образом еще во времена юности, когда в Корее других доступных "лекарств" толком не было. Современную молодежь заставить есть посинтан — суп из собачатины — можно разве что под дулом пистолета. К тому же в стране за последние пару десятилетий сильно поменялось отношение к братьям меньшим, которых теперь большинство воспринимает не как скот, а именно как друзей и компаньонов. Свидетельство тому — огромное число появившихся в стране зоомагазинов и ветеринарных клиник.
На традиционных рынках в специально отведенных закутках пока еще можно увидеть собачьи тушки. Однако статистика показывает, что потребление собачатины в Корее в последние несколько лет ежегодно сокращается на 20−30%. По данным на 2014 год, в Сеуле работало 329 ресторанов, где можно было попробовать блюда из мяса собаки, сейчас же их осталось не более сотни. Сокращается и число ферм, где разводят собак "мясной" породы нуреонги (корейский желтый шпиц).
Миф №2: очень острая еда
Другой гастрономический миф заключается в том, что в Южной Корее вся еда настолько острая, что ее неподготовленному человеку невозможно употреблять в пищу. Конечно, красный перец — неотъемлемая часть национальной кухни, но в целом она довольно разнообразна, и при желании здесь можно полноценно питаться в щадящем для вкусовых рецепторов режиме.
Без добавления перца готовят многие супы на основе куриного бульона и морской капусты. Например, россиянам приходится по вкусу суп миёк, отдаленно напоминающий японский мисо. Не добавляют перец в большое количество блюд с лапшой — чанджанмён, нэнмён. Отдельного упоминания заслуживают коронные блюда южнокорейской кухни — пулькоги и самгёпсаль.
В первом случае это сочные кусочки говядины, во втором — свинины с жирком, которые посетитель ресторана сам обжаривает во встроенной прямо в стол специальной плоской жаровне. Есть их положено, обмакивая в сладковатый соус и затем заворачивая в листья салата с добавлением различных закусок и приправ — ростков сои, маринованного папоротника, клубней лотоса и т.д.
Если приелась национальная кухня, то всегда можно отправиться в заведения, предлагающие европейскую или кухню других азиатских стран. Без преувеличения можно сказать, что Южная Корея сейчас переживает настоящий гастрономический бум. Об этом говорит хотя бы тот факт, что в Сеуле уже более тридцати ресторанов, отмеченных звездами Мишлена, и их число продолжает расти.
Отдельно стоит упомянуть о рыбных рынках, в ресторанчиках которых готовят свежайшие морепродукты. Например, тут можно попробовать не только восхитительные сасими и суси, но и саннакчи — блюдо из порубленного на части живого осьминога, щупальца которого во время еды продолжают извиваться во рту и присасываться к языку. Главное — очень тщательно его прожевывать перед тем, как проглотить, потому что головоногий может отомстить за свою мучительную смерть, присосавшись к гортани и прихватив с собой на тот свет незадачливого едока.
А еще трудоголики-корейцы, работающие с самого раннего утра до поздней ночи, для поддержания тонуса пьют кофе буквально ведрами, поэтому и разнообразных кофеен в стране несчетное множество.
Миф №3: все корейцы обожают К-рор
Было бы неправдой сказать, что в Южной Корее нет фанатов K-рop. Армия экзальтированных девушек и юношей, боготворящих кумиров из похожих друг на друга как капля воды групп, насчитывает миллионы. Но все же факт заключается в том, что у этого музыкального направления намного больше любителей за рубежом, в первую очередь в Китае, Японии и других странах Азии.
K-pop — это многомиллиардный бизнес, являющийся частью так называемой "корейской волны" халлю — культурного контента, ставящего главной целью продвижение за рубежом Южной Кореи, ее идеологии и, конечно, товаров. В халлю также входят корейские телесериалы, или "дорамы", корейская еда, косметика, одежда.
При этом большинство южнокорейцев скептически относятся к творчеству K-pop-групп. Многие в беседах со мной признавались, что "не могут слушать эту вызывающую мигрень муть" и не понимают всеобщего помешательства на ней.
Так вот, мне ни разу не доводилось слышать, чтобы в этих заведениях корейцы пели что-то из репертуара K-pop-групп, а это о многом говорит.
Миф №4: южнокорейцы все очень обеспеченные
Почему-то считается, что граждане Южной Кореи поголовно очень обеспеченные люди.
Миф этот пошел от посещающих Россию южнокорейских туристов, которые действительно являются как минимум не бедными, если могут позволить себе поездки за рубеж. На взгляд среднестатистического россиянина, приезжающие в нашу страну южнокорейцы просто сорят деньгами, но по факту — цены в РФ намного ниже южнокорейских.
Поэтому большинство корейцев — даже простых работяг с завода — во Владивостоке могут позволить себе и пятизвездочную гостиницу, и походы в рестораны с поеданием камчатского краба, и прочие развлечения, которые не по карману его российскому коллеге.
Однако на деле все обстоит не так радужно. Средняя зарплата в Южной Корее составляет $2600, что, казалось бы, является очень приличной суммой. Но как минимум треть из нее сразу уходит на аренду жилья (согласно статистике, большинство корейцев не имеют собственных квартир и вынуждены их снимать).
Отдельно оплачиваются коммунальные платежи и медицинская страховка, проезд на общественном транспорте, другие обязательные платежи. В итоге "чистыми" на руках остается в лучшем случае $1600, которые тратятся на еду (средние цены на продукты в Корее в 3−5 раз превышают московские. Например, килограмм говядины стоит от $20 и выше, свинины — $12, кило риса — $5). Так что на конец месяца у большинства южнокорейцев денег особо и не остается.
Конечно, как и везде, есть исключения.
Но это — элита, и чтобы получить соответствующее образование, а затем работу, надо буквально родиться с серебряной ложкой во рту.
Миф №5: Южная Корея — очень безопасная страна
К сожалению, это тоже миф. Действительно, уличной преступности в Южной Корее практически нет — можно спокойно входить в темную подворотню, не опасаясь, что вас там поджидает стайка мускулистых ребят, интересующихся содержимым вашего кошелька.
Тем не менее я бы не советовал разгуливать по сомнительным местам, особенно с наступлением ночи.
В итоге в какой-то момент у вроде бы нормального человека внезапно съезжает крыша, и он может выкинуть такое, что потом с содроганием будет обсуждать вся страна.
Именно поэтому не стоит вступать с незнакомыми людьми в споры или конфликты. В прошлом году, например, было несколько случаев, когда корейцы убивали друг друга прямо на улице из-за парковочного места.
Преступления на сексуальной почве также не редкость, причем часто совершают их таксисты, везущие возвращающихся с корпоративных вечеринок разомлевших жертв.
Возможно, поэтому один из излюбленных жанров южнокорейского кинематографа — детективные триллеры про разного рода маньяков.