"Пляжный бездельник": Мэттью Макконахи учит правильно отдыхать
Тамара Ходова — о самом спокойном фильме Хармони Корина
Новая картина натуралиста от кинематографа учит нас тому, что лучше не спешить, а остановиться и насладиться моментом.
Исполнитель главной роли Мэттью Макконахи, как будто полностью растворившийся в своем персонаже, не играет, а живет в шкуре Лунного Пса — поэта, профессионального бездельника, гедониста и самого расслабленного парня на свете. Он обитает на острове Ки-Уэст в компании местных забулдыг, и его главная забота — где достать пива и сигарет и компанию на ближайший вечер. Впрочем, заботой назвать это сложно, так как всего этого у него всегда в достатке, благо что знают его в любом баре, куда бы он ни зашел. Презентации главного героя и демонстрации его досуга уделяется изрядное количество экранного времени. Действие разворачивается так же неторопливо, как Лунный Пес потягивает пиво из банки.
Однако всем земным блаженствам все-таки приходит конец, так как неожиданно мы узнаем, что у него есть и альтернативная жизнь, как в параллельной вселенной, с женой и дочкой в большом и богатом доме в Майами. Хотя при более близком рассмотрении не такая уж и альтернативная. Его удивительно все принимающая и понимающая жена Минни Бу (Айла Фишер) крутит роман с другом семьи Ланжере (Снуп Дог) и планирует свадьбу дочери. Лунный Пес же несет атмосферу чилла за собой и находит способ развлечься в любом месте. Хотя жизнь и общество пытаются его от этого дела отвадить и лишают денег и жилья. Но бродячий поэт тоже не так прост и в итоге докажет, что его невозможно прогнуть под себя, как невозможно подчинить себе воздух или океан.
Корин продолжает свое исследование мира животных, которое начал более 20 лет назад, написав сценарий к "Деткам" Ларри Кларка и сняв свой дебют "Гуммо" примерно на ту же тему. В каждом фильме он отбирает особь и следит за ее повадками, обнажая ее животную суть и лишая ее всего человеческого
Только если в его предыдущем фильме "Отвязные каникулы" вольный ветер заносит героев в криминальное русло, то "Пляжный бездельник" имеет более мирный характер. Фильм так же расслаблен и беспечен, как и его герой, и чем дальше жизнь пытается поймать Лунного Пса за хвост, тем очевиднее для тебя бессмысленность этих попыток. Он животное, из нутра которого изрыгается поэзия.
При этом поэт не то чтобы совсем без царя в голове. Он производит впечатление много повидавшего, пропитавшегося соленой водой, обветренного на морском воздухе бродячего пса, который уже давно забил на какие-либо условности. Несмотря на его кажущееся безразличие ко всему происходящему, про замужество дочери он говорит, что она еще слишком молода для любви, а на смерть жены отвечает не паникой, а улыбкой, понимая, что уже ничего не может сделать. Наиболее точно героя описывает его дочь, объясняя своему лопоухому и неприятному мужу по прозвищу Вялый разницу между ним и ее отцом: "Он придурок, конечно, но он великий человек, а ты не будешь ни великим, ни гениальным. Зато ты надежный".
Большую часть времени камера Бенуа Деби ("Отвязные каникулы", "Вход в пустоту") следует за Макконахи, которого, к сожалению, нельзя услышать из-за дубляжа, стирающего все живое даже из самой виртуозной актерской игры. На его пути встречаются Джона Хилл в розовой рубашке в роли нервного агента Пса, бомбардирующего его сообщениями о том, что он исписался и ничего не стоит (тому, понятное дело, все равно), а также Снуп Дог, играющий более или менее себя самого. Самым похожим на него по духу оказывается свободолюбивый Фликер (Зак Эфрон), считающий, что может делать что хочет, так как Иисус уже искупил все его грехи. Режиссер, как всегда, полагается на чувственное восприятие своего фильма и смешивает любимые им сочные неоновые краски, клиповый монтаж и попсовые песни, создавая несколько врезающихся в память сцен. Например, эпизод прощания с Минни Бу до боли напоминает танец с автоматами под Бритни Спирс из "Отвязных каникул". При этом чем больше мы погружаемся в мир Пса, тем больше фильм приобретает характер фантасмагории, когда не совсем ясно, что реально, а что ему просто привиделось.
Корина принято называть провокатором, но "Пляжный бездельник", наверное, самый спокойный из всех его фильмов. Он провоцирует в другом смысле — режиссер посылает мир, который вечно бежит непонятно зачем, куда подальше
Лунный Пес всегда идет по пути меньшего сопротивления и принимает жизнь такой, какая она есть, во всей полноте этой заезженной фразы. Он не из тех, кто стремится достичь финиша любой ценой. Все повороты судьбы он воспринимает с философским спокойствием, в котором нет неприятного лицемерного пофигизма. А взамен жизнь принимает его и дает то, чего он просит, а это не так уж много: пиво, сигареты и компания на вечер.
Редакция не поддерживает курение и употребление алкоголя