Возвращение парня из ада: фильм "Хеллбой"
Он стал другим, и это не пошло ему на пользу
Гильермо дель Торо так и не снял третью часть начатой им франшизы, поэтому было решено пойти по следам мексиканского визионера и создать не продолжение, но перезапуск серии про рогатого героя. Разговор идет именно о серии, так как в новой картине есть замах и на вторую часть, но он кажется слишком самоуверенным.
Несмотря на то, что фильм позиционируется как самостоятельный, сложно не сравнивать его с предшественниками, которые поставили перед новым режиссером Нилом Маршаллом довольно высокую планку. Хотя творения дель Торо не были лишены недостатков, особенно первый фильм: он постоянно метался между экшеном и рефлексией, в конечном счете не обеспечив ни того, ни другого. Маршалл сохранил яркую графичность вселенной мексиканца, однако совершенно в ином настроении — вместо дурашливой сказки он ударился в кровавый хоррор.
Добрый малый Хеллбой, любитель шоколадных батончиков и кошек в исполнении Рона Перлмана, который не пошел в проект из-за верности мексиканцу, превратился в угрюмого любителя приложиться к бутылке в исполнении Дэвида Харбора
От прежнего героя осталось только чувство юмора, даже некоторые шутки перекочевали из одного фильма в другой. И поначалу это мешает: нужно хотя бы минут 20, чтобы привыкнуть к его более агрессивной внешности и не сравнивать с уже имеющейся картинкой в голове. Впрочем, это наименьшая из проблем фильма, да и вообще не проблема, потому что поводов для беспокойства и так навалом.
На публикации рецензий до выхода фильма было наложено строжайшее эмбарго, а российским критикам и публиковать-то было нечего, учитывая, что пресс-показы в России были отменены. Уже само по себе это было тревожным знаком — обычно так делают или если фильм плохой, или из-за боязни спойлеров. К сожалению, спойлерами тут не пахнет. В случае с "Хеллбоем" сложно раскрыть подробности сюжета, так как он не очень поддается пересказу. Весь фильм состоит из плохо поставленного и скучного экшена, который прерывается на занудные интермиссии в запутанную мифологию и предысторию персонажей. Это похоже на плохо смонтированную и, как следствие, не перевариваемую кашу из сцен, последовательность которых нельзя восстановить ни во время, ни после фильма.
В своих "Хеллбоях" Дель Торо продвигал любимую им тему о равноправии всего живущего на Земле: все мы одинаковы вне зависимости от того, как выглядим, и определяет нас не внешность, а наш выбор. Хеллбой — идеальный персонаж для этих целей. Дихотомия его характера крылась в конфликте между людьми, которые воспитали его по своим порядкам, но так и не приняли за своего, и монстрами, жаждущими принять его в свои круги за отказ от человеческой природы. Маршалл гнет ту же линию, и даже иногда удачно, но в конце запутывается в собственной же мифологии. А она здесь богатая: король Артур, людоеды, тролли и даже Баба Яга отметилась. Все это богатство обрамляет очень простой конфликт — захочет ли герой обрушить Апокалипсис на Землю. Интрига к третьему фильму так и не поменялась. Только если во второй части Хеллбоя уговаривал перейти на темную сторону принц Нуада, то теперь за это отвечает Кровавая королева в исполнении Милы Йовович, играющая пародию на всех ведьм сразу.
Как и было обещано, режиссер не скупится на кровавые подробности и нелицеприятные детали, хотя и с ними тут не задалось. Со времени выхода первого фильма про красного работника секретных американских служб прошло 15 лет, и тогда бюджет и технологии не поспевали за богатой фантазией дель Торо. Казалось бы, новая версия должна была это исправить, но нет: спецэффекты остались на уровне 2004 года, что, видимо, было решено компенсировать изрядным количеством слизи, крови и размазанных мозгов.
Однако как бесконечные сюжетные прыжки не сделали картину более увлекательной, так и физиологические откровения не придали ей нужный градус экзистенциального ужаса, который, видимо, должен был нас охватить
Все это на самом деле могло бы прийтись к месту и сработать, как, например, у Грегга Араки в его новом сериале "Апокалипсис сейчас", в котором он смешал секс, безумные наряды и рептилоидов. Он окунается в откровенный треш и кайфует от этого, а мы вместе с ним. Маршала же не отпускают амбиции сделать большое кино, для чего ему не хватает мастерства, ну а для хулиганства в стиле Араки — наглости и таланта. Энергичность происходящему режиссер придает неряшливым монтажом и невнятной, не подходящей ни к одной сцене инди-рок-музыкой. Сделал бы он "Хеллбоя", например, бесстыдным низкоюбюджетным слэшером — и был бы честен и с собой, и со зрителем. Но вместо этого вышел низкопробный, старомодный и, самое страшное, занудный боевик из середины 2000-х. Нет ничего хуже в кино, чем бесхарактерность.