Ява больше не по вкусу. Почему власти Индонезии хотят перенести столицу на другой остров?
Евгений Соловьев — о тонущей Джакарте и одобренном урбанистами городе Паланкарая
Президент Индонезии Джоко Видодо вскоре после уверенной победы на президентских выборах, заручившись возможностью управлять государством еще на пять лет, объявил о планах перенести столицу из Джакарты. Согласно обсуждаемым планам, на эти цели уйдет не менее десяти лет и потребуется около $33 млрд. Точное место, куда уедет администрация страны, пока не известно, но можно совершенно точно сказать, что это будет за пределами самого населенного острова в мире Ява, где расположена Джакарта.
Зачем это нужно?
Как объяснил Джокови — именно так называют в Индонезии Джоко Видодо — нынешняя столица уже не может справляться с двумя важнейшими задачами одновременно: быть финансовым и политическим центром. Он напомнил, что "по крайней мере три государства уже сделали это. Думаю, мы также справимся с подобной задачей, что, впрочем, требует тщательной подготовки. По его словам, "необходимо правильно выбрать место новой столицы, подготовить необходимую инфраструктуру и прочее".
Немногие из тех, кто побывал в Джакарте, хотят вернуться туда вновь, конечно, за исключением производственной и деловой активности
Причем негативное восприятие подкрепляется и данными экспертного сообщества. С 2012 года из-за активного потребления грунтовых вод проседание почвы идет со скоростью 10–25 см в год, что является причиной частных затоплений. По данным местных СМИ, примерно 40% площади мегаполиса располагается ниже уровня моря. Согласно пессимистичным прогнозам, к 2030 году город рискует оказаться полностью под водой. Уже сейчас во время проливных дождей многие районы Джакарты оказываются затопленными, мощные насосы, откачивающие воду, не справляются со своей работой.
Другая проблема — загрязнение окружающей среды. Согласно исследованию Greenpeace, Джакарта в Юго-Восточной Азии занимает последнее место по этому показателю. В радиусе 100 км от города расположено несколько крупных заводов по переработке угля, на долю которых приходится почти 40% вредных выбросов в атмосферу. По словам представителя Greenpeace в Индонезии Бондана Андрияну, власти используют утвержденные еще в 1999 году постановления о мерах реагирования в зависимости от уровня загрязнения воздуха, что явно не отвечает современным реалиям.
Население столицы насчитывает около 10 млн человек, но, по прогнозам, в ближайшие десятилетия численность вырастет как минимум в три раза. И уже сейчас городская инфраструктура не справляется с человеческим потоком.
Когда я слышу жалобы на дорожную ситуацию в Москве, то предлагаю посмотреть на печальный опыт автомобилистов в Джакарте. Здесь все "ужасы" вождения легкого автомобиля: полное игнорирование правил дорожного движения со стороны других водителей, стремление влезть в самый мизерный просвет между автомобилями, тысячи и тысячи мотоциклистов, движущихся не только параллельным с тобой курсом, но и выписывающие различные геометрические фигуры в попытках быть быстрее остальных.
Согласно исследованию компании Uber, в пробках в столице Индонезии автомобилисты проводят 22 дня в году, что является самым высоким показателем в Азии. Кроме того, согласно докладу компании Inrix, Джакарта в рейтинге наиболее загруженных мегаполисов мира занимает 12-е место. По данным национального Агентства планирования и развития, дорожная ситуация в столице в прошлом году стала причиной экономических потерь на сумму более $4,3 млрд.
Хорошо забытое старое
Задумка Джокови отнюдь не нова. С подобным предложением выступал еще в середине прошлого столетия первый президент независимой Индонезии, национальный герой Сукарно. Он даже подобрал место — город Паланкарая, расположенный в провинции Центральный Калимантан. И сейчас, по оценкам правительственных экспертов, он является приоритетным местом среди остальных возможных.
Министр планирования национального развития Бамбанг Броджонегоро отметил, что новая столица "должна располагаться в центре государства, иметь достаточно водных ресурсов, а также находиться в сейсмологически безопасной зоне". Проблема стихийных бедствий приобрела особую актуальность после серии разрушительных землетрясений и цунами, обрушившихся на Индонезию в прошлом году. По словам руководителя Агентства метеорологии, климата и геофизики Двикорита Карнавати, в 2018 году был зарегистрирован рекорд по количеству землетрясений — более 11,5 тыс. В результате погибли или пропали без вести более 4,2 тыс. человек, что стало самым высоким показателем за последние десять лет.
В этом отношении Паланкарая, расположенная на острове Калимантан, представляется одним из наиболее оптимальных выборов
Например, город не входит в так называемое Тихоокеанское огненное кольцо, радиус которого насчитывает около 40 тыс. км (именно там происходит большинство тектонических катаклизмов, приводящих к землетрясениям, цунами). Кроме того, Паланкарая находится не так далеко по меркам Индонезии от Джакарты — около 900 км.
В качестве аргументов за перенос столицы именно туда называют и тот факт, что город был основан только в 1957 году, когда Сукарно решился возвести новый административный центр Индонезии. Эксперты в сфере урбанистики признают, что город действительно хорошо спланирован и считается одним из наиболее гармоничных и симпатичных в стране. Безусловно, за десятилетия, когда решение о новой столице так и не было принято, Паланкарая мало развивалась, поэтому правительству придется решить немало проблем в сфере создания новой инфраструктуры и модернизации имеющейся.
Противники возможной кандидатуры этого города в качестве главного аргумента называют неблагоприятную экологическую ситуацию а нем, хотя именно из этой проблемы встал вопрос о переносе из Джакарты. В 2015 году Юго-Восточная Азия столкнулась с самым серьезным задымлением за всю историю, от которого пострадали жители Индонезии, Малайзии, Сингапура, Таиланда, а также южных провинций Филиппин и северных районов Лаоса. Эпицентрами лесных пожаров стали несколько индонезийских провинций, в том числе Центральный Калимантан, административным центром которого является Паланкарая. Тогда в результате пожаров погибло 24 местных жителя, стоимость ущерба оценивается в $16,1 млрд, что эквивалентно 1,9% от объема ВВП республики в прошлом году.