Акции российских нефтегазовых компаний: впереди — восстановительный рост
Михаил Ханов дает сдержанно оптимистический прогноз по поводу грядущей стоимости ценных бумаг нефтяных и газовых предприятий
Исходя из факта, что основу российского экспорта на протяжении многих лет составляют нефть, нефтепродукты и природный газ, первостепенный интерес для отечественных и иностранных инвесторов при приобретении акций российских компаний представляют бумаги предприятий, относящихся к нефтегазовому сектору. Их держатели по ряду вполне объективных причин могут рассчитывать на неплохую дивидендную доходность и на существенный рост курсовой стоимости в долгосрочной перспективе. Поэтому неслучайно суммарный вес всего лишь четырех таких бумаг, как "Газпром" (GAZP), "Лукойл" (LKOH), "Новатэк" (NVTK) и "Роснефть" (ROSN), в настоящее время составляет порядка 30,8% в базе расчета отечественных фондовых индексов Мосбиржи и РТС.
Вторую по значимости группу акций российских компаний образуют бумаги иных добывающих предприятий, производящих черные, цветные и драгоценные металлы, драгоценные камни, а также удобрения. Существенная доля их продукции также идет на экспорт. Именно поэтому в ходе биржевых торгов мы периодически наблюдаем переток средств из нефтяных бумаг в акции добывающих компаний, не относящихся к нефтегазовому сектору, и обратно. Обычно такие движения связаны с существенными колебаниями стоимости фьючерсов на черное золото.
Что же касается экономики компаний, ориентированных на внутренний спрос, то она в значительной степени зависит от того, насколько стабилен и обилен приток иностранной экспортной выручки в страну. В этом плане отдельную историю представляет собой лишь сильно зарегулированный государством электроэнергетический сектор.
Однако вернемся к среднесрочным перспективам нефтегазового сектора отечественного фондового рынка. Конечно, они в значительной степени зависят от динамики нефтяных фьючерсов на ближайшие недели и месяцы. Вместе с тем существенное влияние на них оказывают и так называемые страновые факторы.
Что будет с ценами на нефть
С технической точки зрения фьючерсы на нефть сорта Brent пока не имеют явных предпосылок для сильного движения от текущих уровней. К середине октября 2020 года они стабилизировались в довольно узком диапазоне $39–44 за баррель. Но после их радикальной весенней просадки и последующего довольно уверенного восстановления линия наименьшего сопротивления для этих контрактов все же направлена вверх. В качестве технической цели для них на ближайшие недели и месяцы просматривается значимая психологическая и техническая отметка $50.
С фундаментальной точки зрения сдерживающим фактором для роста цен на нефть остаются опасения медленного восстановления темпов роста мировой экономики на фоне второй волны коронавируса COVID-19. Впрочем, в этом плане все не так однозначно.
Известно, что самый первый по времени удар от пандемии коронавируса приняла на себя китайская экономика. Однако она довольно быстро возобновила свой подъем. Согласно текущим прогнозам, рост ВВП КНР по итогам кризисного 2020 года составит 1–2%. Более того, сейчас Китай вводит в строй дополнительные мощности для хранения и переработки нефти. А за девять месяцев 2020 года объем поставок нефти в эту страну составили порядка 11,04 млн баррелей в сутки, что превысило аналогичный показатель прошлого года на 11,7%. Эта тенденция дает основания для сдержанного оптимизма и в отношении других крупных экономик, потребляющих углеводородное сырье.
Стоит упомянуть и то, что вынужденная международная сделка об ограничении объемов добычи нефти в формате ОПЕК+ продолжает действовать. Шумихи в СМИ по этому поводу стало заметно меньше. Между тем участники соглашения продолжают укреплять дисциплину в своих рядах. История последних месяцев показывает, что новый механизм добровольного квотирования добычи становится одним из значимых факторов стабилизации глобального нефтяного рынка.
Надо сказать и пару слов про текущие события в США. Новый крупный пакет стимулирующих мер по поддержке экономики Соединенных Штатов явно мог бы подбодрить нефтяные котировки. Однако этот вопрос сейчас превратился в главный повод для политического торга перед приближающимися президентскими выборами. Так или иначе он вполне может разрешиться в течение нескольких ближайших недель. Косвенным эффектом от возобновления накачки североамериканской экономики деньгами должна стать волна роста долларовых цен на сырьевые товары.
К слову, в случае победы на президентских выборах кандидата от демократов не исключено сворачивание текущего экономического курса на активный экспорт из США сланцевой нефти и газа. Это может быть сделано под предлогом экологических соображений с учетом зарождающегося тренда на декарбонизацию глобального производства. Указанный сценарий будет означать новый передел мирового нефтегазового рынка в пользу стран и компаний, добывающих углеводороды традиционным способом.
Санкции и налоги
В качестве серьезного странового риска для отечественного нефтегазового сектора выступает сохраняющаяся угроза внешних экономических санкций против РФ. Они не обязательно могут быть направлены на конкретные компании или на отрасль в целом. Косвенным сильным ударом для нее может стать потенциально возможное ограничение банковских расчетов за экспортные поставки в долларах США и евро.
Вместе с тем к исходу шестилетнего срока режима внешних ограничительных мер против РФ ощущается некоторый кризис санкционного давления как действенного метода влияния на страну. Например, США и ЕС долгое время не решаются ввести адресные санкции против компании "Газпром". Они ограничиваются лишь косвенными мерами, затрудняющими затянувшуюся прокладку газопровода "Северный поток — 2".
Серьезным внутренним негативом для российской нефтяной отрасли стало недавнее решение об увеличении налоговой нагрузки на нее. Уже с 1 января 2021 года существенно изменятся параметры налога на добавленный доход (НДД) и налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). По оценке Минфина РФ, доходы федерального бюджета в результате этой меры с 2021 по 2023 год увеличатся на 686 млрд рублей. Новости по этому поводу оказали заметное давление на рассчитываемый Московской биржей отраслевой индекс нефти и газа MOEXOG с середины сентября, когда указанная инициатива стала активно продвигаться в законодательном русле.
К середине октября отраслевой индекс просел примерно на 28% по отношению к уровню конца 2019 года. Столь же негативную динамику демонстрирует только отраслевой индекс транспорта, в котором преобладающий вес имеют акции "Аэрофлота". Сильное падение этих индексов отражает тот факт, что представители нефтяного сектора и отрасли пассажирских перевозок пострадали от текущего кризиса быстрее всех и сильнее всех.
Это же говорит о том, что акции нефтегазовых компаний имеют достаточно весомый потенциал для восстановительного роста стоимости от текущих уровней. В настоящее время их рублевая цена в среднем относительно невысока. Дополнительным фактором ее увеличения должна стать вполне закономерная позитивная переоценка, которая обычно происходит через некоторое время после сильного среднесрочного ослабления курса рубля, которое наблюдается в настоящее время.
Для полноты картины надо отметить и тот факт, что отраслевой индекс металлов и добычи MOEXMM с конца прошлого года повысился на 27,5%. Это лишь подтверждает указанную выше закономерность. За несколько минувших месяцев участники торгов перераспределили свои вложения из акций нефтегазовых компаний в пользу бумаг предприятий, добывающих и экспортирующих другие виды полезных ископаемых. Теперь наступает время для зарождения обратной тенденции.