7 июня 2016, 13:52

ЕАЭС и торговые партнеры: общее экономическое пространство

Председатель Коллегии Евразийской экономической комиссии Виктор Христенко, премьер-министр Армении Овик Абраамян, премьер-министр Белоруссии Андрей Кобяков, премьер-министр Казахстана Карим Масимов, премьер-министр Киргизии Тамир Сариев и премьер-министр РФ Дмитрий Медведев . Екатерина Штукина/ пресс-служба правительства РФ/ ТАСС
Председатель Коллегии Евразийской экономической комиссии Виктор Христенко, премьер-министр Армении Овик Абраамян, премьер-министр Белоруссии Андрей Кобяков, премьер-министр Казахстана Карим Масимов, премьер-министр Киргизии Тамир Сариев и премьер-министр РФ Дмитрий Медведев

О том, как развивался Евразийский экономический союз, участником которого является Россия, и с какими проблемами столкнулся - в материале ТАСС

Одной из тем, обсуждаемых на Петербургском экономическом форуме, станет геополитическая ситуация в мире и связанные с ней интеграционные союзы. О том, как развивался  Евразийский экономический союз, участником которого является Россия, и с какими проблемами столкнулся - в материале эксперта РАНХиГС, предоставленном ТАСС.

Современное развитие российской экономики в условиях низких цен на энергоресурсы и действие западных санкций невозможно без интенсификации торгово-экономических связей с партнерами в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС). 

29 мая 2014 г. на базе Таможенного союза (ТС) и Единого экономического пространства (ЕЭП) был подписан договор о создании Евразийского экономического союза (ЕАЭС), предусматривающий формирование единого рынка трех стран – России, Белоруссии и Казахстана. Позднее присоединились еще две страны – Армения и Кыргызстан.

Основными проблемами, с которыми столкнулось ЕАЭС на начальном этапе функционирования, являются:

1. Отсутствие энтузиазма отдельных участников Соглашения в силу неопределенности приоритетов дальнейшего экономического сближения в формате ЕАЭС или ЕС. 

2 В вопросах экономической интеграции преобладают политические интересы, которые в значительной степени сдерживают интеграционные процессы.

В расчетах между участниками Соглашения доминирует российский рубль. Однако в вопросах введения единой валюты во взаимной торговле договоренности не достигнуто. По энергоносителям расчеты по-прежнему ведутся в долларах и евро. Если исключить расчеты за энергоносители, то на долю рублевых расчетов приходится порядка 30 – 35 % всех расчетов.

Против введения единой валюты и наднациональных надстроек выступают главы государств Белоруссии и Казахстана. По мнению ряда экспертов, унификация в сфере экономики не должна приводить к унификации в политической сфере, которая может привести к потере государственного суверенитета. Такой позиции придерживаются главы всех независимых государств, кроме России. Кроме того, противниками интеграции новое объединение воспринимается как способ воссоздания СССР, что также создает определенные препятствия.

3. Слабо развитый спрос на инвестиционные услуги со стороны всех участников ЕАЭС.

Этому во многом способствует чрезмерная концентрация собственности, что, в конечном итоге, снижает конкуренцию среди крупных игроков рынка. Действие экономических санкций и ограничения к доступу кредитных ресурсов в отношении России также не способствует стимулированию инвестиций. Все вышеперечисленные причины приводят к недостаточной заинтересованности профессиональных участников рынка и крупных финансовых институтов в ЕАЭС.

Постепенное сближение

Успех интеграции в ЕАЭС во многом будет зависеть от понимания и желания всех сторон активно продвигать интеграционные реформы. На сегодняшний день основными государствами, наиболее активно продвигающими интеграционные инициативы, являются Россия и Казахстан. В этих странах также отмечается наибольшее количество совместных предприятий и намеченных к реализации совместных проектов и программ.

Интегрироваться и снимать ограничения, обеспечивая тем самым четыре свободы движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы необходимо постепенно. Подходить к открытию национальных экономик следует осторожно и взвешенно и не наносило бы ущерб национальной экономике и не создавало бы угрозы экономической безопасности.

Основной целью экономической интеграции в ближайшее время должно стать решение насущных и перспективных проблем национальных экономик и перехода к устойчивому экономическому росту. В данном контексте представляется необходимым поддержание органической взаимосвязи налогообложения с производством.

Мировой опыт свидетельствует, государство имеет достаточно устойчивую базу развития лишь в том случае, если оно осуществляет налоговую политику, стимулирующую развитие производства. Чем успешнее будут продвигаться экономические реформы на территории национальных государств-членов ЕАЭС, тем успешнее будут продвигаться реформы в рамках Союза.

О первых результатах

Результатами первого этапа интеграции в ЕАЭС, в том числе и в налоговой сфере можно признать следующие основные положения. 

  • В сфере налогов ведется работа по внесению изменений в двусторонние Соглашения об избежании двойного налогообложения, а также предотвращении уклонения от уплаты налогов на доход и капитал. 
  • Внесены изменения в налоговое законодательство, касающееся налогообложения доходов физических лиц, предусматривающее недискриминационное налогообложение доходов при осуществлении трудовой деятельности по договору найма в любой стране-участнице ЕАЭС. 
  • Ведется работа по улучшению налогового администрирования налоговыми органами во взаимной торговле путем обмена информацией в электронном виде о суммах косвенных налогов 
  • Проводится работа по унификации ставок акцизов в отношении алкогольной и табачной продукции 
  • В сфере налогообложения требуется постепенное приближение к структуре налогообложения, которая определяется в правилах ЕС, в части взимания НДС (в срок до 8 лет), акцизов на алкогольную продукцию (5 лет), налогообложения энергетических товаров и табака (3 года)
  • Налажена работа по взаимодействию с профильными международными организациями по вопросам налогообложения. Такое взаимодействие в рамках Договора о ЕАЭС осуществляется Консультативным комитетом по налоговой политике и налоговому администрированию при ЕЭК с Международным центром по налогам и инвестициям (ITIC).
Алисен Алисенов, доцент, кандидат экономических наук, доцент кафедры Экономики и финансов факультета экономических и социальных наук (ФЭСН) Российской академии народного хозяйства  и государственной службы (РАНХиГС) при Президенте РФ.