16 сентября 2021, 15:36,
обновлено 16 сентября 2021, 15:54

Эксперт: создание AUKUS не несет прямой угрозы России, но двигает мир к биполярности

AUKUS ведет к усилению биполярности мира с центрами в США и КНР, считает гендиректор Российского совета по международным делам Андрей Кортунов

МОСКВА, 16 сентября. /ТАСС/. Создание США, Великобританией и Австралией партнерства в сфере безопасности AUKUS не несет значительной угрозы РФ, но ведет к усилению биполярности мира с центрами в США и КНР, что невыгодно Москве. Такое мнение высказал в четверг в беседе с корреспондентом ТАСС генеральный директор Российского совета по международным делам Андрей Кортунов.

"Непосредственной значительной угрозы здесь, наверное, нет, поскольку наше присутствие в акваториях Тихого и Индийского океанов не так значительно, как китайское. Но это может создать проблемы для Москвы, потому что любая напряженность в Индийском океане может влиять и на наши позиции. Военные корабли России там иногда бывают, есть и торговые интересы. Конечно, для России ничего хорошего в этом нет. Кроме того, это еще один шаг в сторону биполярности международной системы. А биполярность России невыгодна, поскольку лишает нас свободы маневра", - сказал эксперт.

Кортунов подчеркнул, что в первую очередь новое партнерство трех стран направлено на ограничение свободы Пекина в акваториях Тихого и Индийского океанов. При этом, по его словам, каждое из государств - участников партнерства преследует свои интересы.

"США как лидер этого триумвирата стараются выстроить как можно больше многосторонних конструкций, чтобы надежнее сдерживать Китай, - пояснил собеседник агентства. - Для Великобритании такое партнерство - символ вновь обретенной независимости во внешней политике, реализации концепции глобальной Британии. Лондон теперь не связан обязательствами в отношении ЕС и может позволить себе любые внешнеполитические инициативы. Сейчас Лондон будет стараться повысить свою значимость, в том числе для США".

Больше же всего рисков в связи с формированием AUKUS выпадает на долю Австралии, считает специалист. Кортунов напомнил, что Пекин является основным торговым партнером Канберры в последние годы. "Китай последние годы в довольно жесткой форме выражал недовольство такими проамериканскими инициативами со стороны Канберры. Их производители потеряли в значительной степени китайский рынок угля и рынок вина, что для Австралии довольно существенно. Но, наверное, стратегический выбор руководство Австралии сделало. Вероятно, в этом соглашении предполагаются какие-то бонусы, создание высокотехнологичных производств, связанных со строительством подводных лодок", - отметил аналитик.

AUKUS и Quad

Собеседник ТАСС обратил внимание на то, что США будет комфортнее работать с Австралией и Великобританией в AUKUS, чем с Индией, которая вместе с Соединенными Штатами, Австралией и Японией входит в "Четырехсторонний диалог по безопасности" (Quad), выступающий против усиления влияния Китая в бассейнах Тихого и Индийского океанов.

"Если сравнивать AUKUS и Quad, то в треугольном контексте США будет легче. В Quad одновременно и самое уязвимое место, и самый ценный для США партнер - это Индия. Но Индия в обозримом будущем не пойдет на союзнические отношения с США в силу индийской традиции, особенностей менталитета индийской элиты. С учетом того, что у Индии есть ценные отношения и с Москвой, и с Тегераном, это исключает возможность формальных союзнических отношений с США", - сказал он.

О партнерстве AUKUS

Австралия, Великобритания и США 16 сентября объявили о создании нового партнерства в сфере безопасности AUKUS. В рамках соглашения Австралия, в частности, планирует с помощью американских технологий построить как минимум восемь атомных подводных лодок, первые из которых вступят в строй в 2036 году, а также переоснастить свои вооруженные силы американскими крылатыми ракетами. Из-за этого Канберра разорвала крупнейший в своей истории оборонный контракт с Францией, где это решение уже назвали "ударом в спину". В КНР предупредили, что создание AUKUS усугубит гонку вооружений, и призвали участников альянса отказаться от "ментальности эпохи холодной войны" и "узколобых геополитических концепций".