21 октября 2021, 20:13
Статья

О возможностях кризиса и разумном консерватизме. Чему Путин посвятил речь на "Валдае"

Дмитрий Феоктистов/ ТАСС

Современный мир переживает кризис подходов, определяющих само существование человечества, однако всякий кризис несет с собой не только опасности, но и возможности, заявил в четверг президент России Владимир Путин на заседании международного клуба "Валдай".

Глава государства констатировал, что подход "своя рубашка ближе к телу" окончательно стал нормой, а большинство красивых лозунгов про решение мировых проблем "никогда не будут реализованы". Вместе с тем, уверен он, сейчас впервые возможно построить стабильный мировой порядок без большой войны, а российский консерватизм президент назвал "консерватизмом оптимистов".

ТАСС собрал ключевые тезисы выступления Путина.

Об опасностях и возможностях

  • "В последние десятилетия многие вспоминают китайскую поговорку <...> "Не дай бог жить в эпоху перемен". Но мы в ней уже живем, хотим мы того или нет, и перемены эти все глубже, все фундаментальнее. Так что вспомним и кое-что другое из китайской мудрости: слово "кризис" состоит из двух иероглифов <...> - "опасность и возможность".
  • "Конечно, мы должны осознавать опасность и быть готовыми ей противодействовать, противостоять, и не одной, а многим <...>. Но не менее важно вспомнить о второй составляющей кризиса - возможностях, которые нельзя упустить".

О кризисе подходов и подлинных ценностях

  • "Кризис, с которым мы имеем дело, - концептуальный, даже цивилизационный. По сути, это кризис подходов, принципов, определяющих само существование человека на Земле, и нам все равно придется их серьезно переосмысливать <...> При этом убежден, что за подлинные ценности нужно побороться, отстаивая их всеми силами".
  • Эти ценности хорошо известны: "Мы все люди, мы все хотим жить. Ценность жизни является абсолютной. На мой взгляд, тем же самым является ценность семьи, потому что в основе этого продолжение рода".

О поиске опоры для мира

  • Поиск новой опоры для мирового порядка начался больше трех десятилетий назад, "но надо признать, что пока обрести ее не удалось". "А те, кто после окончания холодной войны <...> почувствовали себя победителями, скоро ощутили, несмотря на то что им казалось, что они забрались на самый Олимп, <...> что и на этом Олимпе почва из-под ног уходит - теперь уже у них, и никто не в силах остановить мгновение, каким бы прекрасным оно ни казалось".
  • Вместе с тем как раз сейчас есть шанс создать "чрезвычайно благоприятный прецедент", когда стабильное мировое устройство установится "без большой войны и не на основе ее итогов".

О современном капитализме

  • "Социально-экономические проблемы человечества обострились до степени, при которой в минувшие времена случались потрясения всемирного масштаба <...>. Все говорят о том, что существующая модель капитализма, а это сегодня основа общественного устройства в подавляющем большинстве стран, исчерпала себя". Примером может служить кризис на энергетических рынках - это "и есть проявление того самого капитализма, который не работает".
  • Есть все основания полагать, что продовольственный кризис "в ряде государств и даже целых регионов" будет усугубляться и может "достичь крайних форм", а ведь есть еще и дефицит воды, электричества, бедность, высокий уровень безработицы и отсутствие медицинского обеспечения, "все это остро осознается отстающими странами, которые теряют веру в перспективу догнать лидеров".

О климате и геополитике

  • "Климатические деформации и деградация окружающей среды столь очевидны, что даже самые беспечные обыватели не способны от них отмахнуться <...> Любое геополитическое, научно-техническое, идейное соперничество просто в таких условиях, иногда кажется, теряет смысл, если его победителям будет нечем дышать или нечем утолить жажду".

О сотрудничестве и эгоизме

  • "Мы хорошо понимаем, что без тесного международного сотрудничества решить множество острых проблем невозможно. Но надо быть реалистами. Большинство красивых лозунгов насчет глобального решения глобальных проблем, которые мы слышали с конца двадцатого века, никогда не будут реализованы".
  • "На словах все государства заявляют о приверженности идеалам сотрудничества, готовности вместе работать над решением общих проблем, но это именно, к сожалению, на словах, на деле же происходит прямо противоположное <...> Подход в духе "своя рубашка ближе к телу" окончательно стал нормой".

О расовых и гендерных проблемах

  • "Противодействие проявлениям расизма - дело необходимое, благородное, однако в новой культуре отмены оно превращается в обратную дискриминацию, то есть расизм наоборот", а "навязчивое подчеркивание расовой темы еще больше разобщает людей".
  • Современные формы борьбы за равноправие и против дискриминации на Западе напоминают советскую эпоху, когда большевики пытались изменить "само представление о том, что такое человеческая мораль", а дискуссия о правах мужчин и женщин в ряде европейских стран превратилась "в совершенную фантасмагорию".

О разумном консерватизме

  • "Когда мир переживает структурный слом, значение разумного консерватизма как основы политического курса многократно возросло <...>. И скажем прямо, на предстоящий период мирового переустройства, который может продолжаться довольно долго, и окончательный дизайн которого неизвестен, умеренный консерватизм - самое разумное".
  • Консервативный подход в России проистекает из ее исторического опыта: "Примеры нашей истории позволяют нам утверждать, [что] революция - путь не выхода из кризиса, а путь на усугубление этого кризиса. Ни одна революция не стоила того урона, который она нанесла человеческому потенциалу". И это можно назвать преимуществом при поиске ответов на вызовы времени - у общества "выработался, как сейчас говорят, коллективный иммунитет к экстремизму, который ведет к потрясениям и социально-политическим обвалам".
  • "Наш консерватизм - это консерватизм оптимистов <...>, мы верим: стабильное, успешное развитие возможно".