САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 21 июля. /Корр. ИТАР-ТАСС Светлана Афонина/. Избрание депутатов Московской городской думы только по одномандатным округам не противоречит Конституции РФ, считает Конституционный суд (КС) РФ. Об этом говорится в определении, опубликованном на его сайте, в ответ на запрос группы депутатов Госдумы РФ.
Несколько депутатов Госдумы от фракции КПРФ попросили КС РФ проверить конституционность поправок к московскому выборному законодательству, внесенных в январе 2014 года (в городской Избирательный кодекс, а также в закон "О Московской городской избирательной комиссии"). В соответствии с ними система выборов перестала быть смешанной (по партийным спискам и одномандатным округам) и стала мажоритарной (только по одномандатным округам). Отказаться от партийных списков стало возможно после принятия федерального закона, который разрешил Москве и Петербургу самостоятельно выбирать избирательную систему.
В коллективном запросе в КС РФ депутаты отмечали, что измененное законодательство не обеспечивает равенства избирателей, а также указывали, что систему подсчета голосов поменяли меньше чем за год до голосования (выборы пройдут в этом сентябре).
В свою очередь, в определении КС РФ отметил, что основные международно-правовые документы (включая решения Европейского суда по правам человека) предоставляют государству свободу в выборе избирательной системы с учетом исторических и политический реалий. При этом мажоритарная избирательная система по одномандатным округам совместима с соответствующими принципами и нормами международного права. Это подтверждается тем, что ее используют во многих других демократических государствах, говорится в определении.
Использование на выборах "какой-либо определенной избирательной системы, в том числе мажоритарной, само по себе не может рассматриваться как несовместимое с конституционными основами народного представительства", говорится в определении КС РФ, "соответственно, выбор законодателей города Москвы и закрепление в оспариваемом законе мажоритарной избирательной системы относительного большинства само по себе не приводит к нарушению избирательных прав граждан".
Действующий федеральный закон гарантирует, что применяемое избирательное законодательство не будет изменено по ходу кампании, указали в суде.
В то же время оспариваемый закон был принят более чем за пять месяцев до начала избирательной кампании и за восемь месяцев до единого дня голосования. По мнению КС РФ, этот срок также "не может рассматриваться как неразумный, ограничивающий граждан, политические партии, общественные объединения и иных заинтересованных лиц" в возможности заблаговременно ознакомиться с положениями закона, также его нельзя считать препятствием для подготовки к выборам.